Его звали Cybiko

Новости

Как российские инженеры покорили рынок США со своим аналогом iPhone начала нулевых

Карманный компьютер Cybiko и Cybiko Xtreme

Wikimedia Commons В это трудно поверить, но один из первых смартфонов в мире был сделан в России. В конце 90-х инженеры российской компании ABBYY во главе с бизнесменом Дэвидом Яном разработали карманный компьютер Cybiko, который взорвался на американском рынке в 2000 году. Cybiko — это то, что позже стало известно как смартфон. Подробнее о взлете и падении этого необычного гаджета читайте в ретроспективной статье «Газеты.Ру».

Как закалялась микросхема

Идея создать карманный компьютер, как сообщается, пришла к Давиду Яну, главе российской IT-компании ABBYY, в 1999 году во время плановой госпитализации. Ему было очень скучно в больничных палатах: хотелось пообщаться и развлечься. Размышляя о том, что могло бы спасти его от скуки, Ян придумал концепцию карманного коммуникатора с радиосвязью, монохромным экраном и полноценной QWERTY-клавиатурой. По крайней мере, так гласит легенда, опубликованная на одном из Wiki-сайтов.

Из рассказов самого Яна следует, что история создания Cybiko — не случайность, а продуманный бизнес-проект, стартовавший еще в октябре 1998 года. В том же году ABBYY провела социальные исследования в шести странах, который выявил недовольство цифровой коммуникацией среди молодежи. Именно от этого запроса разработчики и решили «потанцевать».

Они задались целью создать не просто КПК с органайзером, программами и играми, а настоящий коммуникатор с радиосвязью, который бы находил те же устройства в радиусе 150 метров и оповещал об этом владельцев.

Кроме того, коммуникатор должен предоставлять владельцу информацию о том, кто управляет обнаруженным гаджетом: пол, возраст, рост и так далее. Настоящая социальная сеть для знакомств Tinder более чем за 10 лет до своего появления.upload-cyb2-pic_32ratio_900x600-900x600-29018.jpg

Уже в октябре 1998 года прототип был готов. В январе 1999 года был выделен офис и 40 человек для создания в Москве компании Cybiko, которая занималась разработкой программного обеспечения и проектированием аппаратного обеспечения. Продажи должны были стартовать в сентябре, но проблемы с производством корпусов отодвинули эту дату на начало 2000 года.

По словам Яна, корпус вообще стал одной из самых больших проблем на ранних стадиях проекта – не только из-за длительного срока изготовления, но и из-за дороговизны конструкции, которая «съела» $70 тысяч от оригинала бюджет в $120 000. Хотя даже этой суммы быстро стало недостаточно — на разработку, производство и старт продаж Cybiko потребовалось в разы больше денег.

Где светлое будущее?

По мнению экспертов, несмотря на поддержку первых лиц правительства (Дмитрий Медведев и Рамзан Кадыров не раз говорили о российской чудо-технике, а президент России Владимир Путин подарил смартфон китайскому лидеру Си Цзиньпину), проект YotaPhone так и не увенчался успехом.

Не помогли и крупные инвестиции в развитие и пиар. Летом 2014 года глава Yota Devices Владислав Мартынов заявил, что на создание и рекламу смартфона было потрачено 50 миллионов долларов (топ-менеджер особо подчеркнул, что в проект вложены исключительно частные средства). Он тогда заявил, что инвестиции окупятся через полтора года, то есть к концу 2015 года.

В октябре прошлого года гонконгская инвестиционная компания REX Global Entertainment купила 64,9 процента Yota Devices — два основателя компании Сергей Адоньев и Альберт Авдолян продали свою долю за $100 млн. «Ростех» сохранил за собой 25,1 процента, но не исключил продажу этой доли в будущем.

Как заявил в конце прошлого года глава Ростеха Сергей Чемезов в интервью РБК, затраты на проект пока не окупились. «Но я надеюсь, что они окупятся», — сказал он. По его словам, инвесторы, продавшие свою долю, вышли из проекта лишь с небольшим плюсом.

«YotaPhone — это полноценное и самодостаточное устройство, качественно сделанный современный гаджет», — говорит Даниил Кириков, управляющий партнер Kirikov Group. При этом, по его словам, проект сопровождался неграмотной маркетинговой политикой. «У YotaPhone нет идеи, понятной отечественному потребителю, и мало мест, где его можно подержать в руках. Половина потенциальных пользователей о нем не знает (устройство практически не представлено в розничной торговле, особенно региональной — прим. Лента.ру)», — говорит эксперт.

По его словам, существенно снизить стоимость модели не удастся. «Перенос полноценного производства из Китая в Россию с целью удешевления устройства вряд ли решит эту проблему, но потеря в качестве не исключена», — уверен аналитик. «Из-за экономического кризиса внутренний спрос значительно упал, а инвестиционные затраты, наоборот, существенно выросли», — говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Сейчас компания продолжает развивать линейку смартфонов и готовит к презентации новую версию YotaPhone. YotaPhone III планирует использовать ряд уникальных технологий. Новизна дизайна может привлечь покупателей, уверен Дмитрий Лукашов. Однако другие эксперты полагают, что российская технология все равно не сможет прорваться в условиях жесткой конкуренции, особенно за рубежом (сейчас компания-разработчик ориентируется на маркетинг устройства на азиатских рынках).

Yota Devices следует скорее сконцентрироваться, например, на госзаказе — производстве электронных учебников на базе планшетов. Или начать производить устройства с дополнительной программной защитой от подслушивания и несанкционированного доступа. В конце 2014 года Владислав Мартынов уже заявлял, что компания вместе с обычным YotaPhone будет продавать защищенные устройства заинтересованным компаниям и госструктурам — производство будет проходить на мощностях Калужского электромеханического завода, входящего в группу «Автоматика». (входит в Ростех).

При этом, заверил гендиректор, они будут дороже базовой модели. «Устройства Yota должны сначала ответить на вопрос: нужно ли предлагать YotaPhone массовому потребителю или лучше занять отдельную потребительскую нишу. И только потом менять стратегию продвижения», — резюмирует Даниил Кириков.

Читайте также: Все тарифы

Триумф российских инженеров

В 2000 году SMS еще не стали мейнстримом, поскольку мобильные телефоны оставались атрибутом богатства, Bluetooth и Wi-Fi существовали только на бумаге, а слово «социальная сеть» не ассоциировалось с Цукербергом. В это время на рынке появилось Cybiko — устройство, позволяющее общаться, слушать музыку, обмениваться фотографиями и устанавливать сотни приложений и игр в онлайн-режиме. При этом пользователям не придется платить за связь и регулярно покупать батарейки.

Цена новинки составляет $139, как минимум в четыре раза ниже, чем у любого другого КПК того времени.

Помимо перечисленных выше функций, у Cybiko были плагины. К устройству можно добавить полноценный MP3-плеер, магнитолу или карту памяти емкостью до 16 МБ.

Игры и программы для Cybiko появлялись на сайте разработчика каждый день. До 2003 года было выпущено около 1000 загружаемых программ. Среди приложений популярностью пользовались всевозможные переводчики, шпаргалки и текстовые редакторы. Игры включают в себя файтинги, стратегические игры и даже 3D-шутеры.

Удивительно, но слабого даже по меркам 2000 года процессора Hitachi H8S оказалось достаточно для запуска очень простого аналога Wolfenstein 3D под названием Lost in Labyrinth.upload-cyb3-pic_32ratio_900x600-900x600-78605.jpg

Социальные особенности Цибико также захватили воображение 2000 подростков. При первом запуске коммуникатора он требовал создания профиля, куда нужно было ввести свое имя, пол, рост, вес, номер телефона, ICQ, адрес электронной почты и даже прикрепить цифровую фотографию. Он был загружен через компьютер и выглядел ужасно на монохромном экране размером 160 х 100 пикселей, но это было возможно.

Затем на основе указанных данных Cybiko определила уровень совместимости между пользователями гаджетов, попавших в зону действия антенны. Оценка проводилась по трехбалльной шкале, где один балл – «лучше не приближаться», а три – «есть шанс на романтические отношения».

К концу 2000 года Cybiko удалось продать более 500 тысяч единиц – это был успех. Во многом это стало возможным благодаря бурной реакции СМИ на анонс подразделения. The New York Post и Forbes написали о Cybiko, и о нем рассказали на CNN и CNBC. На короткий период Cybiko стала такой же сенсацией, как iPhone в 2007 году.

«Cybiko — это триумф российских инженеров», — заявил ведущий телеканала CNBC, представляя новый гаджет.

Оцените статью
Блог о подделках
Adblock
detector