Какие катастрофы были долго засекречены в СССР: описание, история

Новости
Содержание
  1. Взрыв ракеты на Байконуре
  2. Обрушение здания общежития в Кургане. 12 января 1983 года, Курган
  3. Погибший космонавт, который мог стать первым
  4. Ташкентское землетрясение 1966 года
  5. Радиационная авария в бухте Чажма. 10 августа 1985 года, Бухта Чажма, посёлок Шкотово-22
  6. Северо-Курильское цунами 1952 года
  7. Извержение вулкана Безыменный 1956 года
  8. Спитакское землетрясение 1988 года
  9. Гибель теплохода «Александр Суворов» (1983)
  10. Гибель под Ленинградом самолета с командным составом Тихоокеанского флота (1981)
  11. Наводнение в Якутии 1974 года
  12. Авария в Чайковском шлюзе. 10 мая 1962 года, Воткинский гидроузел на реке Кама
  13. Взрыв на Минском радиозаводе. 10 марта 1972 года, Минск
  14. Наводнения в Чите 1987 года
  15. Радиационная авария в бухте Чажма. 10 августа 1985 года, Бухта Чажма, посёлок Шкотово-22
  16. Катастрофа на Байконуре. 24 октября 1960 года, Космодром Байконур
  17. Пилот-смертник протаранил пятиэтажку из ревности
  18. Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)
  19. «Взбесившийся» эскалатор
  20. Смерч в Ивановской области 1984 года
  21. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)
  22. Авария в Чайковском шлюзе. 10 мая 1962 года, Воткинский гидроузел на реке Кама
  23. Куренёвская трагедия. 13 марта 1961 года, Куренёвка, Киев
  24. Обрушение здания общежития в Кургане. 12 января 1983 года, Курган
  25. Тайфун Джуди 1989 года
  26. Взрыв на Минском радиозаводе. 10 марта 1972 года, Минск
  27. Авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года, Припять
  28. Куренёвская трагедия. 13 марта 1961 года, Куренёвка, Киев

Взрыв ракеты на Байконуре

Руководство СССР торопилось запустить баллистическую ракету: гонка вооружений с США шла полным ходом (это был 1960 год), нужно было во что бы то ни стало представить очередную победу страны в освоении космоса, показать, что мы были «впереди планеты всей». По традиции к запуску ракеты хотели приурочить празднование годовщины Октябрьской революции. Никаких объяснений от военных о том, что ракета недостроена и нужно дополнительное время, принято не было: Хрущев вместе с Брежневым лично проводил проверку на Байконуре.

Скорость привела к страшной трагедии: были нарушены меры безопасности, десятки людей погибли, сгорели заживо и умерли от ожогов. По разным данным, число жертв варьировалось от 78 до 126 человек. Среди них был маршал артиллерии Митрофан Неделин. Он был ближе всего к взорвавшейся ракете. Свидетельства трагедии остались на новостных кадрах: пламя кругами распространялось от ракеты, люди, горящие, как факелы, пытались спастись от нее, но, добравшись до забора из колючей проволоки, остались висеть на нем — уже мертвые…

Инцидент был строго засекречен. Маршала Неделина похоронили с почестями, а о выдуманной «авиакатастрофе» сообщили в газетах. Остальные жертвы были распределены между братской могилой Байконура и кладбищами в разных городах — их доставили туда тайно.

Обрушение здания общежития в Кургане. 12 января 1983 года, Курган

Обрушение здания общежития в Кургане. 12 января 1983 г., Курган

Типовое пятиэтажное кирпичное здание семейного общежития построено в 1973 году в поселке Энергетиков Кургана. Расположен по адресу проспект Конституции, 32 в СССР. Расположен на левом берегу реки Тобол. В ночь на 12 января 1983 года часть здания обрушилась в русло реки и похоронила десятки людей.

Комиссия, расследовавшая трагедию, установила, что прорвался большой теплопровод, проходящий вдоль реки Тобол, и произошло это довольно давно, но никто не обнаружил и не устранил последствия прорыва, а Курганская ТЭЦ, которой принадлежала магистрального теплопровода, обнаружил падение давления в магистрали, оно только возросло до нормы, тем самым ускорив эрозию почвы. Склон, на котором стоял корпус общежития, постепенно был размыт кипятком; Пещера, образовавшаяся в результате большой утечки воды, начала размывать подвал и фундамент общежития, в результате чего обрушилась часть здания, находившаяся ближе к реке и линии аварийного отопления.

Правый угол торца обрушился в кипящую воду. Жители «левого угла» в панике выскочили в коридор, которого уже не было. Ошпаренные тела смыло прямо в Тоболень, подо льдом, а затем унесло течением.

После катастрофы здание общежития восстановили, но его укоротили. Стены здания были покрыты арматурными кронштейнами и связями. Он до сих пор используется, и в нем живут люди. Поздно вечером в субботу, 26 марта 2016 года, обрушилась кирпичная кладка вокруг окна квартиры № 50 на пятом этаже, а также часть стыка крыши. В марте 2017 года жильцы общежития заявили, что у них до сих пор протекает крыша и жить в их квартирах невозможно, хотя дом был отремонтирован по решению суда.

В доме в 67 квартирах проживают 86 человек. Согласно графику, начало капитального ремонта запланировано на 2020 год (обследование здания, ремонт кровли и фасада). Ремонт фундамента запланирован на 2030 год, а ремонт подвала – на 2040 год.

Погибший космонавт, который мог стать первым

Валентин Бондаренко, летчик-испытатель, входил в первую группу советских космонавтов. В списке кандидатов на первый полет человека в космос имя Бондаренко было четвертым после Юрия Гагарина. Вместе с другими кандидатами он готовился к полету на космическом корабле «Восток». Одна из тренировок предполагала 10-дневное пребывание в барокамере: будущие космонавты были погружены в полную тишину, у них не было возможности общаться с окружающими. Концентрация кислорода в барокамере была увеличена до 40%. Поэтому, когда Бондаренко снял датчики, высушил кожу и выбросил проспиртованную вату, произошло непоправимое: вата упала на горячую электроплиту.

Конечно, барокамеру тут же бросились открывать, но прошло некоторое время, и Валентин получил серьезные ожоги. Они боролись за его жизнь восемь часов; Почти все это время Юрий Гагарин и другие товарищи Бондаренко провели в больнице. Но спасти его не удалось – он умер от ожогов. Это произошло за 19 дней до первого полета в космос. У Валентина остались жена Анна и маленький сын Саша. Смерть космонавта не только держали в секрете, его изображение даже сняли с групповых фотографий первого отделения.

Это стало причиной распространения слухов о том, что до Гагарина в СССР запускались десятки космонавтов, но все они погибли либо при запуске, либо во время полета. На Западе подобные слухи циркулируют и сегодня. О смерти Бондаренко официально сообщили только 27 лет спустя, в 1987 году. Говорили мы и о другом космонавте, погибшем на орбите: Владимире Комарове.

Ташкентское землетрясение 1966 года

В результате землетрясения была разрушена вся центральная часть города – более 2 миллионов квадратных метров жилых, промышленных, культурных и административных зданий. К счастью, толчки были относительно слабыми и кратковременными — до 6 баллов и продолжались 10-12 секунд. Таким образом, погибло всего восемь человек и несколько сотен человек получили ранения. Спустя три с половиной года Ташкент был полностью восстановлен.

Радиационная авария в бухте Чажма. 10 августа 1985 года, Бухта Чажма, посёлок Шкотово-22

6bbbac7a1d.jpg

Авария произошла на атомной подводной лодке К-431 проекта 675, которая 10 августа 1985 года находилась у причала № 2 для перезарядки активных зон реактора. При проведении работ использовались нестандартные подъемные устройства, грубо нарушались требования ядерной безопасности и технологии. При подъеме крышки реактора (так называемый «взрыв») компенсационная решетка и поглотители поднимались из реактора. В этот момент на скорости, превышающей разрешенную в бухте, прошел миноносец.

Волна, которую он преодолел, заставила поплавковый клапан, удерживающий крышку, поднять ее еще выше, и реактор перешел в пусковой режим, вызвав тепловой взрыв. 11 офицеров и матросов, проводивших операцию, погибли мгновенно. Их тела почти полностью испарились в результате взрыва. Позже при обыске в гавани были найдены небольшие фрагменты останков.

В центре взрыва уровень радиации, который позже определили по уцелевшему золотому кольцу одного из погибших офицеров, составлял 90 000 рентген в час. На подводной лодке начался пожар, который сопровождался сильными выбросами радиоактивной пыли и пара. Очевидцы, тушившие пожар, рассказали о крупных языках пламени и клубах коричневого дыма, вырывающихся из технологической дыры в корпусе лодки. Крышку реактора, весившую несколько тонн, отбросило на сотни метров. Тушение осуществляли неподготовленные сотрудники — рабочие судоремонтного завода и экипажи соседних катеров. Однако ни специальной одежды, ни специального снаряжения у них не было.

На месте происшествия установлен информационный барьер, объект блокирован, усилен контроль доступа на объект. Вечером того же дня связь села с внешним миром была прервана. При этом с населением не проводилась профилактическая и разъяснительная работа, что привело к тому, что население также получило дозу радиационного облучения. Известно, что в результате аварии пострадали 290 человек. Из них 10 умерли во время аварии, 10 пострадали от острой лучевой болезни и 39 пострадали от лучевой реакции.
0b5752da8a.jpg

Северо-Курильское цунами 1952 года

Причиной катастрофы стало землетрясение, произошедшее в море в 130 километрах от побережья Камчатки. Последовавшие за этим несколько волн цунами практически смыли город Северо-Курильск и уничтожили рыболовную инфраструктуру региона. Общий ущерб оценили в 285 миллионов рублей по ценам того времени, что эквивалентно примерно 400 миллиардам в современных деньгах.

Извержение вулкана Безыменный 1956 года

Любопытно, что это извержение на Камчатке осталось почти незамеченным, поскольку обошлось без пострадавших. Весной 1956 года вершину вулкана, считавшегося потухшим, расколол огромный кратер, в результате чего Безыменный стал ниже почти на 200 метров. А тонны пепла были выброшены из кратера на высоту 45 километров. Почти 500 квадратных километров прилегающей территории было покрыто горячим пеплом.

Спитакское землетрясение 1988 года

Интенсивность толчков в эпицентре землетрясения — в армянском городе Спитак — достигла 10 баллов, в окрестностях — 8-9. Волна, вызванная землетрясением, дважды обогнула планету. Результаты катастрофы были чудовищными – погибло более 25 тысяч человек (по другим данным – до 45 тысяч), около 140 тысяч стали инвалидами, свыше полумиллиона человек остались без крова. Почти половина промышленного потенциала Армянской ССР была уничтожена, более 350 населенных пунктов лежали в руинах.

Гибель теплохода «Александр Суворов» (1983)

6 крупнейших катастроф в Советском Союзе

Круизный лайнер, следовавший по маршруту Ростов-на-Дону — Москва, на максимальной скорости (25 км/ч) вошел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и прошел под ним еще 300 метров. В результате была буквально отрезана вся верхняя часть корабля: рулевая рубка, кинозал, дымовые трубы.Ситуация усугублялась тем, что в это время по мосту проходил товарный поезд. Из-за столкновения корабля с мостом поезд сместился на 40 сантиметров. В результате часть машин перевернулась, а их груз (уголь, зерно, бревна) высыпался на корабль, увеличив число жертв.

Число погибших, по разным данным, варьировалось от 176 до 600 человек. Трудности в подсчете связаны с перегрузкой корабля. Помимо 330 пассажиров, 50 членов экипажа и 35 обслуживающего персонала, на борту находились не совсем официальные знакомые и родственники членов экипажа.К сожалению, большая часть пассажиров находилась на верхней палубе (в кинозале и на танцполе).)), который был полностью разрушен при столкновении с мостом, отсюда и такое большое количество жертв.

Одной из главных причин трагедии, произошедшей поздно вечером, стало отсутствие сигнальных огней на мосту. Кроме того, на злополучном несудоходном пролете располагалась каюта линейного мастера, которая в темноте напоминала сигнальное табло, обозначающее пролет корабля.

Гибель под Ленинградом самолета с командным составом Тихоокеанского флота (1981)

При взлете с военного аэродрома в городе Пушкин (под Ленинградом) разбился транспортный самолет Ту-104, на борту которого находились командующий Тихоокеанским флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование ВМФ авиация, флотилии, бригады и эскадрильи. В какой-то момент Тихоокеанский флот потерял командование. Всего погибло 52 человека, в том числе 16 адмиралов. Для сравнения: за всю Великую Отечественную войну советский флот потерял всего четырех адмиралов.

Причиной трагедии стала перегрузка самолета. Помимо тяжелых сейфов с карточками и документами, в них везли множество дефицитных товаров, которые власти смогли получить в Ленинграде: бытовую технику, мебель и даже фрукты. Экипаж понял, что самолет перегружен, и сообщил об этом диспетчеру, но тот не решился протестовать вышестоящему начальству.

К катастрофе привели перегрузка в хвостовой части, внезапное усиление ветра, несоосность самолета и вероятный груз, сместившийся после взлета. После взлета самолет упал на 50 метров сзади и по правому борту и упал. При ударе топливо загорелось, никто не выжил. Очевидцы вспоминали, что после крушения вся полоса была усыпана редкими апельсинами. После катастрофы все Ту-104 были выведены из эксплуатации ВВС.

В первых числах июня река Колыма вышла из берегов. Уровень воды в некоторых местах достиг рекордной отметки в 10 метров. Золотые прииски и шахтерские поселки несколько дней находились под водой. Общий ущерб превысил 740 миллионов долларов. К счастью, никто не пострадал.

Авария в Чайковском шлюзе. 10 мая 1962 года, Воткинский гидроузел на реке Кама

Авария на Чайковском шлюзе. 10 мая 1962 года, Воткинский гидроузел на реке Каме

Левую камеру шлюза планировалось сдать в эксплуатацию 1 мая 1962 года, но сроки так и не были соблюдены. Разрешение на спуск на воду было получено 7 мая 1962 года, а утром 8 мая пароход «Мамин-Сибиряк» совершил первую стоянку. 10 мая 1962 года работы продолжились в правой камере шлюза и в средней камере. На этих работах было занято 63 человека. Кроме того, на стенах камеры стояли люди и следили за запиранием. В 14:45 пассажирскому пароходу «Дмитрий Фурманов» и груженному лесом теплоходу «Криуши», находившимся в верхних частях, разрешили швартоваться. В 15:05 оба судна были пришвартованы у внутренней стенки шлюзовой камеры; Первым в шлюз вошло грузовое судно «Криуши», за ним – Дмитрий Фурманов. Оба судна подали сигнал о готовности к шлюзованию.

В 15:20 обрушилась правая (внутренняя) стена в левой камере шлюза общей длиной 110 метров. Стена обрушилась в межотсечное пространство, вода хлынула в пробоину и моментально затопила межотсечное пространство и правую камеру шлюзовой камеры. Корму парохода «Дмитрий Фурманов» стала затягивать в пробоину; Экипаж корабля перерезал швартовы и попытался предотвратить затягивание, дав двигателям полный ход, но это не удалось. Концы были выброшены из кормы сухогруза «Криуши», и совместными усилиями пассажирскому пароходу, на борту которого находились 423 пассажира и 52 члена экипажа, удалось выбраться из пробоины.

Людей частично эвакуировали по веревочным лестницам, а частично они прыгнули на грузовой корабль. В этот момент два инженера-строителя смогли закрыть ворота и остановить поступление воды в шлюз. Точное число жертв было установлено позже. 21 человек погиб, еще 15 человек получили ранения. О чем молчала власть: 9 страшных техногенных катастроф, произошедших в СССР

Взрыв на Минском радиозаводе. 10 марта 1972 года, Минск

2fd9283ebc.jpg

Взрыв произошел в 19.30 по местному времени, во время второй смены. Сила взрыва была такой, что двухэтажное здание полностью превратилось в руины. Взрыв был слышен в нескольких километрах от места трагедии. Пожар был минимальным, возгорание шло только в вентиляционных шахтах и ​​горели скопившиеся в цехе отходы производства. За первые 10 минут до прибытия спасателей на территорию объекта вошли местные жители и люди, случайно оказавшиеся рядом с местом трагедии, и оказали пострадавшим посильную помощь. Позже полиция и армия оцепили место трагедии, а информация о катастрофе из официальных источников была очень скудной.

Спасательная операция осложнялась тем, что у спасателей не было достаточного оборудования для расчистки руин. Многие люди погибли от переохлаждения, в это время стоял сильный мороз, а также от травм, полученных, не дождавшись помощи. Краны для расчистки завалов прибыли на место трагедии только на следующее утро. Но они также не были достаточно мощными; массивные осколки часто отрывались вновь, сокрушая жертв, продолжавших оставаться под завалами. С места трагедии извлечено 84 тела. Еще 22 человека скончались в больнице, в результате чего общее число жертв трагедии составило 106.

Сразу после трагедии существовало несколько версий произошедшего, одна из которых заключалась в следующем: свойства импортного лака, который незадолго до трагедии начали использовать в производстве, были недостаточно изучены, а максимальная норма была установлена ​​на уровне 65 г на 1 куб метр, а детальные исследования военных специалистов после трагедии показали, что даже 5 г — взрывоопасная доза.
6720bfb2f7.jpg

Летом того же года в регионе произошла серия наводнений, затопивших 16 районов. Было разрушено более полутора тысяч домов, 59 мостов и около 150 километров дорог. Общий ущерб оценивается в 173 миллиона долларов. Впоследствии уже в российской истории в Читинской области произошло несколько крупных наводнений.

Радиационная авария в бухте Чажма. 10 августа 1985 года, Бухта Чажма, посёлок Шкотово-22

Радиационная авария в бухте Чажма. 10 августа 1985 года, губа Чажма, поселок Шкотово-22

Авария произошла на атомной подводной лодке К-431 проекта 675, которая 10 августа 1985 года находилась у причала № 2 для перезарядки активных зон реактора. При проведении работ использовались нестандартные подъемные устройства, грубо нарушались требования ядерной безопасности и технологии. При подъеме крышки реактора (так называемый «взрыв») компенсационная решетка и поглотители поднимались из реактора. В этот момент на скорости, превышающей разрешенную в бухте, прошел миноносец. Волна, которую он преодолел, заставила поплавковый клапан, удерживающий крышку, поднять ее еще выше, и реактор перешел в пусковой режим, вызвав тепловой взрыв. 11 офицеров и матросов, проводивших операцию, погибли мгновенно. Их тела почти полностью испарились в результате взрыва. Позже при обыске в гавани были найдены небольшие фрагменты останков.

В центре взрыва уровень радиации, который позже определили по уцелевшему золотому кольцу одного из погибших офицеров, составлял 90 000 рентген в час. На подводной лодке начался пожар, который сопровождался сильными выбросами радиоактивной пыли и пара. Очевидцы, тушившие пожар, рассказали о крупных языках пламени и клубах коричневого дыма, вырывающихся из технологической дыры в корпусе лодки. Крышку реактора, весившую несколько тонн, отбросило на сотни метров. Тушение осуществляли неподготовленные сотрудники — рабочие судоремонтного завода и экипажи соседних катеров. Однако ни специальной одежды, ни специального снаряжения у них не было.

На месте происшествия установлен информационный барьер, объект блокирован, усилен контроль доступа на объект. Вечером того же дня связь села с внешним миром была прервана. При этом с населением не проводилась профилактическая и разъяснительная работа, что привело к тому, что население также получило дозу радиационного облучения. Известно, что в результате аварии пострадали 290 человек. Из них 10 умерли во время аварии, 10 пострадали от острой лучевой болезни и 39 пострадали от лучевой реакции. О чем молчала власть: 9 страшных техногенных катастроф, произошедших в СССР

Катастрофа на Байконуре. 24 октября 1960 года, Космодром Байконур

7d635fea8c.jpg

За 30 минут до планового пуска произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени Р-16. Баки первой ступени были разрушены, а компоненты ракетного топлива взорвались. По официальным данным, в огне погибли 74 человека. Позже от ожогов и ран скончались еще четыре человека (по другим данным, погибло от 92 до 126 человек). Среди погибших был главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии М. И. Неделин. Поэтому это событие известно на Западе как «Неделинская катастрофа»

Катастрофа, повлекшая за собой большое количество жертв, была вызвана грубыми нарушениями правил безопасности при подготовке к пуску и желанием запустить не до конца подготовленную ракету к приближающемуся празднику — годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Данные о катастрофе были засекречены, а первые упоминания о ней в советских СМИ появились лишь в 1989 году.
b1e7ef9192.jpg

Читайте также: Герои из фильмов ужасов и актеры, которые их сыграли » BigPicture

Пилот-смертник протаранил пятиэтажку из ревности

Воскресенье 26 сентября 1976 года стало судьбоносным днем ​​для нескольких ничего не подозревающих жителей Новосибирска. Рано утром пилот местного аэропорта взял руль «кукурузного завода», поднял его в воздух и направил самолет в сторону пятиэтажного жилого дома. Врезавшись в дом на скорости 150 км/ч, Ан-2 пробил дыру между этажами и развалился на куски. Сам пилот погиб в момент удара. Из самолета вылилось топливо, и начался пожар. Перепуганные жители дома выпрыгивали из окон и бросали вниз детей, которых пытались поймать собравшиеся внизу. Но не все были успешными. В тот день в страшном пожаре погибли молодая женщина и трое детей, совсем маленьких, от 4 до 6 лет.

Целью 23-летнего летчика Владимира Серкова была квартира на третьем этаже, точнее, кухня этой квартиры. Там жил его тесть, туда поехали его жена с двухлетним сыном, уставшие от ревнивого мужа, после очередного скандала: все четверо, по расчетам Серкова, должны были в то воскресное утро завтракать на кухне и получить от него «возмездие». Но вся семья рано утром ушла из дома, поэтому никто из них не пострадал. Говорили, что тесть Серкова знал о грядущей гибели, но ничего не сделал для спасения соседей: просто забрал своих близких.

Неизвестно, правда ли это. Семья сменила более десятка мест жительства, скрываясь от любопытных людей и, возможно, опасаясь расправы. Происшествие было немедленно засекречено, а Хрущев был немедленно отремонтирован. Конечно, слухи о трагедии еще ходили, но документации не было. Лишь спустя 33 года, когда архивы были рассекречены, все стало достоверно известно.

Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)

6 крупнейших катастроф в Советском Союзе
6 крупнейших катастроф в Советском Союзе

Это была не единственная катастрофа на Байконуре, но одна из крупнейших, произошедших на космодроме в советский период. К запуску готовилась принципиально новая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.

Председателем государственной комиссии по испытаниям Р-16 был главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) маршал артиллерии М.И. Неделин. Как это часто бывало в советской истории, хотели сделать подарок к 43-й годовщине Октябрьской революции и осуществить первый пуск до 7 ноября.

В спешке были совершены все мыслимые и немыслимые нарушения правил техники безопасности. В результате во время испытаний двигатель запустился преждевременно, а ракетное топливо взорвалось. По разным данным, от 92 до 126 человек получили ожоги, а затем скончались от ожогов и ран. Среди погибших был маршал Неделин.

Информация о трагедии была засекречена; Официальных сообщений о катастрофе не поступало. Родственникам и друзьям погибших посоветовали рассказать о происшествии. Даже маршал Неделин, согласно официальному заявлению, «трагически погиб в авиакатастрофе».

6 крупнейших катастроф в Советском Союзе

«Взбесившийся» эскалатор

Эту аварию до сих пор считают самой страшной в истории московского метрополитена. Вечером 17 февраля 1982 года в час пик на одном из эскалаторов оторвался поручень – видимо, из-за какой-то конструктивной ошибки. На лестнице стояло много людей. Все они с ужасом чувствовали, что их несет вниз все быстрее и быстрее. Двигатель в это время заглушился под действием аварийной автоматики, но тормоза не сработали должным образом из-за ошибок в настройках. Паника заставила некоторых пассажиров броситься в сторону эскалатора – вверх. Это была давка и свалка. Когда наверху они услышали отчаянные крики снизу, они попытались спастись, прыгнув на ближайший эскалатор. Но тонкая пластиковая оболочка перил сломалась под их тяжестью.

Люди падали и падали, травмируясь об острые углы сломанных конструкций. Эскалатор как будто «взбесился»: ступени треснули под давлением, защелкнулись, выступили острыми краями. Сумки и края одежды были затянуты под его расческу. Весь этот ужас длился две минуты. Затем механизм останавливали вручную. Оказалось, что в этом шторме погибло 8 человек. Три десятка пассажиров получили переломы, серьезные порезы и травмы головы. «Вечерняя Москва» очень скупо сообщала о трагедии: произошла авария на эскалаторе, есть пострадавшие. Трагедия быстро обросла домыслами, превратившись в «страшилку» в городе: говорили о лужах крови, хорошо залитых ступеньками, о сотнях искалеченных и убитых людей, потерявших руки и ноги в «кровавом мясе» мясорубка.

Смерч в Ивановской области 1984 года

Редкое для центральной России явление произошло в июне 1984 года. Торнадо разрушил ряд зданий в пригороде Иваново и турбазу на берегу Волги. Кроме того, на площади почти две тысячи гектаров были уничтожены посевы и леса. Более 400 семей остались без крова, более 800 человек получили ранения.

Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)

6 крупнейших катастроф в Советском Союзе

Эта авиакатастрофа является одной из крупнейших в истории авиации. Он занимает второе место по количеству жертв в истории Советского Союза и третье место среди авиационных столкновений в целом.

В небе над Днепродзержинском (Украинская ССР) столкнулись два самолета Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы Челябинск — Кишинев и Ташкент — Минск), в результате чего погибли все 178 человек, находившиеся на борту. Среди погибших 17 игроков узбекского футбольного клуба «Пахтакор».В тот день в харьковском центре управления, вопреки инструкции, на самом напряженном участке находился неопытный эмиссар. Ситуация осложнялась еще и тем, что один из трех воздушных коридоров был «зарезервирован» для высшей партийной номенклатуры Черненко, который должен был в этот день вылететь в гости к Брежневу, отдыхавшему в Крыму.

Когда диспетчеры увидели, что самолеты пересекают друг друга, они дали команду одной из сторон набрать высоту. В эфире прозвучал ответ: «Понял». Диспетчеры успокоились и определили, что команду выполнил правильный самолет. Фактически экипаж отреагировал на третьем самолете — Ил-62, летевшем в Ташкент. Через минуту в воздухе столкнулись два Ту-134…

Эта катастрофа была бы тихой, как и другие, если бы не гибель целой футбольной команды, причем из высшей лиги. В результате, хотя эта авиакатастрофа и не получила широкой огласки в Советском Союзе (только газета «Советский спорт» опубликовала небольшую заметку о гибели «Пахтакора»), она не была замолчена на международном уровне.

Авария в Чайковском шлюзе. 10 мая 1962 года, Воткинский гидроузел на реке Кама

f29c27f2fd.jpg

Левую камеру шлюза планировалось сдать в эксплуатацию 1 мая 1962 года, но сроки так и не были соблюдены. Разрешение на спуск на воду было получено 7 мая 1962 года, а утром 8 мая пароход «Мамин-Сибиряк» совершил первую стоянку. 10 мая 1962 года работы продолжились в правой камере шлюза и в средней камере. На этих работах было занято 63 человека. Кроме того, на стенах камеры стояли люди и следили за запиранием. В 14:45 пассажирскому пароходу «Дмитрий Фурманов» и груженному лесом теплоходу «Криуши», находившимся в верхних частях, разрешили швартоваться. В 15:05 оба судна были пришвартованы у внутренней стенки шлюзовой камеры; Первым в шлюз вошло грузовое судно «Криуши», за ним – Дмитрий Фурманов. Оба судна подали сигнал о готовности к шлюзованию.

В 15:20 обрушилась правая (внутренняя) стена в левой камере шлюза общей длиной 110 метров. Стена обрушилась в межотсечное пространство, вода хлынула в пробоину и моментально затопила межотсечное пространство и правую камеру шлюзовой камеры. Корму парохода «Дмитрий Фурманов» стала затягивать в пробоину; Экипаж корабля перерезал швартовы и попытался предотвратить затягивание, дав двигателям полный ход, но это не удалось. Концы были выброшены из кормы сухогруза «Криуши», и совместными усилиями пассажирскому пароходу, на борту которого находились 423 пассажира и 52 члена экипажа, удалось выбраться из пробоины.

Людей частично эвакуировали по веревочным лестницам, а частично они прыгнули на грузовой корабль. В этот момент два инженера-строителя смогли закрыть ворота и остановить поступление воды в шлюз. Точное число жертв было установлено позже. 21 человек погиб, еще 15 человек получили ранения.
3f10e91d21.jpg

Куренёвская трагедия. 13 марта 1961 года, Куренёвка, Киев

11e5a71982.jpg

Эта история началась еще в 1952 году, когда Киевский горисполком решил создать в Бабьем Яру свалку строительного мусора. В течение следующих 10 лет на эту свалку сливали жидкие отходы (массу) близлежащих кирпичных заводов. Рано утром 13 марта 1961 года, в 6:45 в районе Куреневки началось разрушение дамбы, перегораживающей Бабий Яр, а в 8:30 дамба прорвалась.

Обрушилась глиняная стена шириной около 20 метров и высотой 14 метров. Он был настолько сильным, что сносил на своем пути здания, автомобили, 10-тонные трамваи, не говоря уже о людях. Наводнение длилось всего полтора часа, но последствия оказались катастрофическими. В результате трагедии стадион «Спартак» был залит слоем жидкой грязи и глины настолько, что высокого забора не было видно. Толпа почти полностью разрушила трамвайное депо. Общий объем осушенной массы в районе улиц Кирилловская – Константиновская составил 600 тыс м³ при толщине до 4 метров. Сама мякоть вскоре стала твердой, как камень.

Согласно официальному отчету с пометкой «для служебного пользования», в результате аварии были разрушены 68 ​​жилых и 13 административных зданий. Необитаемыми оказались 298 квартир и 163 частных дома, в которых проживало 353 семьи численностью 1228 человек. Данных о погибших и пострадавших в сообщении нет. Позже число погибших было названо 150. Сейчас определить точное число жертв катастрофы практически невозможно; по оценкам киевского историка Александра Анисимова, это около 1,5 тысяч человек. Власти решили не афишировать масштабы трагедии.

В этот день в Киеве была прервана междугородная и международная связь. Информация о куреневских событиях подвергалась строгой цензуре; многие из умерших были похоронены на различных кладбищах в Киеве и за его пределами, с указанием в документах и ​​надписях на могилах разные даты и причины смерти. На ликвидацию последствий катастрофы были направлены войска. Солдаты работали день и ночь. Официальное сообщение о катастрофе было отправлено только 16 марта.
09cb2b94cc.jpg

Обрушение здания общежития в Кургане. 12 января 1983 года, Курган

9b284ce4af.jpg

Типовое пятиэтажное кирпичное здание семейного общежития построено в 1973 году в поселке Энергетиков Кургана. Расположен по адресу проспект Конституции, 32 в СССР. Расположен на левом берегу реки Тобол. В ночь на 12 января 1983 года часть здания обрушилась в русло реки и похоронила десятки людей.

Комиссия, расследовавшая трагедию, установила, что прорвался большой теплопровод, проходящий вдоль реки Тобол, и произошло это довольно давно, но никто не обнаружил и не устранил последствия прорыва, а Курганская ТЭЦ, которой принадлежала магистрального теплопровода, обнаружил падение давления в магистрали, оно только возросло до нормы, тем самым ускорив эрозию почвы. Склон, на котором стоял корпус общежития, постепенно был размыт кипятком; Пещера, образовавшаяся в результате большой утечки воды, начала размывать подвал и фундамент общежития, в результате чего обрушилась часть здания, находившаяся ближе к реке и линии аварийного отопления. Правый угол торца обрушился в кипящую воду. Жители «левого угла» в панике выскочили в коридор, которого уже не было. Ошпаренные тела смыло прямо в Тоболень, подо льдом, а затем унесло течением.

После катастрофы здание общежития восстановили, но его укоротили. Стены здания были покрыты арматурными кронштейнами и связями. Он до сих пор используется, и в нем живут люди. Поздно вечером в субботу, 26 марта 2016 года, обрушилась кирпичная кладка вокруг окна квартиры № 50 на пятом этаже, а также часть стыка крыши. В марте 2017 года жильцы общежития заявили, что у них до сих пор протекает крыша и жить в их квартирах невозможно, хотя дом был отремонтирован по решению суда. В доме в 67 квартирах проживают 86 человек. Согласно графику, начало капитального ремонта запланировано на 2020 год (обследование здания, ремонт кровли и фасада). Ремонт фундамента запланирован на 2030 год, а ремонт подвала – на 2040 год.

Тайфун Джуди 1989 года

В июле 1989 года на Дальний Восток обрушился сильный тропический циклон, в результате которого погибло по меньшей мере 15 человек и произошли масштабные разрушения. Затоплено было более 120 тысяч гектаров с сотнями населенных пунктов. Были повреждены многие мосты и дороги, линии электропередач и телефонной связи, утонуло более 75 тысяч голов скота.

Взрыв на Минском радиозаводе. 10 марта 1972 года, Минск

Взрыв на Минском радиозаводе. 10 марта 1972 г., г. Минск

Взрыв произошел в 19.30 по местному времени, во время второй смены. Сила взрыва была такой, что двухэтажное здание полностью превратилось в руины. Взрыв был слышен в нескольких километрах от места трагедии. Пожар был минимальным, возгорание шло только в вентиляционных шахтах и ​​горели скопившиеся в цехе отходы производства. За первые 10 минут до прибытия спасателей на территорию объекта вошли местные жители и люди, случайно оказавшиеся рядом с местом трагедии, и оказали пострадавшим посильную помощь. Позже полиция и армия оцепили место трагедии, а информация о катастрофе из официальных источников была очень скудной.

Спасательная операция осложнялась тем, что у спасателей не было достаточного оборудования для расчистки руин. Многие люди погибли от переохлаждения, в это время стоял сильный мороз, а также от травм, полученных, не дождавшись помощи. Краны для расчистки завалов прибыли на место трагедии только на следующее утро. Но они также не были достаточно мощными; массивные осколки часто отрывались вновь, сокрушая жертв, продолжавших оставаться под завалами. С места трагедии извлечено 84 тела. Еще 22 человека скончались в больнице, в результате чего общее число жертв трагедии составило 106.

Сразу после трагедии существовало несколько версий произошедшего, одна из которых заключалась в следующем: свойства импортного лака, который незадолго до трагедии начали использовать в производстве, были недостаточно изучены, а максимальная норма была установлена ​​на уровне 65 г на 1 куб метр, а детальные исследования военных специалистов после трагедии показали, что даже 5 г — взрывоопасная доза. О чем молчала власть: 9 страшных техногенных катастроф, произошедших в СССР

Авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года, Припять

Чернобыльская авария. 26 апреля 1986 г., г. Припять

В 01:23:47 в субботу 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, полностью разрушивший реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, в результате чего погибли два человека. Пожар начался в различных помещениях и на крыше. Затем остатки активной зоны расплавились, смесь расплавленного металла, песка, бетона и фрагментов топлива растеклась по подреакторным отсекам. В окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Именно поэтому авария на Чернобыльской АЭС радикально отличалась от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки; взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу» — главным поражающим фактором было радиоактивное заражение.

Авария считается крупнейшей подобного рода за всю историю атомной энергетики как по предполагаемому числу погибших и пострадавших от последствий, так и по финансовому ущербу. От лучевой болезни различной степени тяжести пострадали 134 человека. Более 115 тысяч человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы; В ликвидации последствий аварии приняли участие более 600 тысяч человек. За первые три месяца после аварии погиб 31 человек, а еще 19 смертей в период с 1987 по 2004 год предположительно можно отнести к ее прямым последствиям. Высокие дозы облучения отдельных лиц, в основном аварийных работников и ликвидаторов, стали причиной или, с некоторой долей вероятности, могут стать причиной еще четырех тысяч смертей от долговременного воздействия радиации. О чем молчала власть: 9 страшных техногенных катастроф, произошедших в СССР

Куренёвская трагедия. 13 марта 1961 года, Куренёвка, Киев

Куреневская трагедия. 13 марта 1961, Куреневка, Киев

Эта история началась еще в 1952 году, когда Киевский горисполком решил создать в Бабьем Яру свалку строительного мусора. В течение следующих 10 лет на эту свалку сливали жидкие отходы (массу) близлежащих кирпичных заводов. Рано утром 13 марта 1961 года, в 6:45 в районе Куреневки началось разрушение дамбы, перегораживающей Бабий Яр, а в 8:30 дамба прорвалась.

Обрушилась глиняная стена шириной около 20 метров и высотой 14 метров. Он был настолько сильным, что сносил на своем пути здания, автомобили, 10-тонные трамваи, не говоря уже о людях. Наводнение длилось всего полтора часа, но последствия оказались катастрофическими. В результате трагедии стадион «Спартак» был залит слоем жидкой грязи и глины настолько, что высокого забора не было видно. Толпа почти полностью разрушила трамвайное депо. Общий объем осушенной массы в районе улиц Кирилловская – Константиновская составил 600 тыс м³ при толщине до 4 метров. Сама мякоть вскоре стала твердой, как камень.

Согласно официальному отчету с пометкой «для служебного пользования», в результате аварии были разрушены 68 ​​жилых и 13 административных зданий. Необитаемыми оказались 298 квартир и 163 частных дома, в которых проживало 353 семьи численностью 1228 человек. Данных о погибших и пострадавших в сообщении нет. Позже число погибших было названо 150. Сейчас определить точное число жертв катастрофы практически невозможно; по оценкам киевского историка Александра Анисимова, это около 1,5 тысяч человек. Власти решили не афишировать масштабы трагедии. В этот день в Киеве была прервана междугородная и международная связь. Информация о куреневских событиях подвергалась строгой цензуре; многие из умерших были похоронены на различных кладбищах в Киеве и за его пределами, с указанием в документах и ​​надписях на могилах разные даты и причины смерти. На ликвидацию последствий катастрофы были направлены войска. Солдаты работали день и ночь. Официальное сообщение о катастрофе было отправлено только 16 марта. О чем молчала власть: 9 страшных техногенных катастроф, произошедших в СССР

Оцените статью
Блог о подделках
Adblock
detector