Шифрование в Telegram
Уникальность Telegram заключается в децентрализованной системе сквозного двухфакторного шифрования данных. Каждое сообщение после отправки шифруется, отправляется в локальный центр (без участия головного узла) и снова расшифровывается при получении получателем.
Для прочтения любого письма постоянно генерируются новые ключи, которые удаляются примерно каждые 10 минут (их невозможно восстановить). Во время пути сообщения от одного пользователя к другому оно сохраняется только во внутреннем облаке Telegram, доступ к которому затруднен даже для команды разработчиков.
Важно! Тот же принцип шифрования сообщений Telegram используется для разговоров, голосовых сообщений, групповых чатов, закладок в избранном и т д., чтобы невозможно было отследить личные данные отправителя.
По словам разработчиков, перехватить переписку просто невозможно. Они были в этом настолько уверены, что объявили конкурс на 1 миллион долларов: столь внушительный джекпот достанется тому, кто сумеет взломать переписку самого Дурова.
Пока ни одного умельца не появилось, чего нельзя сказать о прямом конкуренте Whatsapp, который часто оказывается замешан в скандалах по поводу утечки личных данных пользователей в открытый доступ (это явление уже стало обычным явлением в США).
Заработать баллов на Дурове
Известие об удалении Telegram было тепло встречено буквально всеми, кто с ним связан, включая тех, кто курировал блокировку. В Кремле сочли аргументы Роскомнадзора «исчерпывающими». Однако судебный иск, заблокировавший мессенджер в России, никто не отменял. По идее, это означает, что Роскомнадзор, который является в данном случае и истцом, и доверительным управляющим, может снова заблокировать его в течение года (по закону правоприменение должно быть осуществлено в течение трех лет с момента вынесения решения), говорит юрист Александр Журавлев, возглавляющий ведомство юридическая комиссия по обеспечению цифровой экономики Московского отделения Коллегии адвокатов России.
Чтобы остановить блокировку Telegram, группа депутатов от партии «Справедливая Россия» (Дмитрий Ионин, Федот Тумусов и Александр Терентьев) 15 июня внесла в Госдуму законопроект, запрещающий ограничивать работу ресурсов, используемых для информирования населения при введении режима повышенной готовности в связи с чрезвычайной ситуацией. В пояснительной записке подчеркивалось, что Telegram является именно таким ресурсом, поскольку федеральные и региональные оперативные штабы использовали его для информирования населения о коронавирусе.
В конце апреля авторы законопроекта направили этот проект федерального закона премьер-министру Михаилу Мишустину и главе Минцифры. Собеседник «Ленты.ру» в министерстве усомнился, что именно этот проект как-то повлиял на решение о снятии санкций с Telegram.
«Федеральный закон о Telegram звучит смешно», — соглашается Никита Куликов. — Это не проблема, которую надо решать юридически. Законопроект был явно внесен в популистских целях. Как можно регулировать деятельность технологической платформы на федеральном уровне?»
Глава РАЭК видит в этом другой мотив. «С одной стороны, Роскомнадзор сам обладает правом на взыскание. Но с другой стороны, решение суда возложило ответственность на ведомство. Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ решение ведомства подлежит строгому исполнению. Решение районного суда о блокировке, скорее всего, останется в силе. Пока они не примут закон и не подадут заявление об отмене решения в связи с новыми обстоятельствами. Думаю, стоит ожидать принятия нового закона о «неблокировке Telegram», который даст суду основания для отмены решения и ответственности регулятора относительно блокировки», — прогнозирует он. Это положит юридическую точку в деле Telegram.
Telegram всех переиграл
Вел ли Дуров отдельно переговоры с силовиками, не уточняется, однако источники «Интерфакса» утверждают, что Telegram так и не предоставил властям ключи шифрования, а начал взаимодействовать с ними по конкретным запросам о терроризме, что было оценено положительно. «Относительно безопасности персональных данных изменений нет — право на конфиденциальность и тайну личной переписки остается основным принципом Telegram во всех странах», — заверил Дуров.
Опрошенные «Лентой.ру» представители отрасли не верят, что разрешение старого конфликта с ФСБ сыграло важную роль в разблокировке Telegram. Сама идея блокировки Telegram перестала быть актуальной, говорит глава Экспертного совета по цифровой экономике при Госдуме Никита Куликов (гендиректор АНО «ПравоРоботов»).
«Блокировка Telegram больше не является основной задачей. Если в 2018 году в мессенджере просили ключи шифрования, и это было актуально, то сегодня Telegram развился до такого уровня, что требования регулятора просто устарели. Никаких ключей шифрования уже быть не может» «, поскольку это блокчейн-платформа, которая одновременно «зеркалирует» и отправляет данные на большое количество других компьютеров. Заблокировать что-то в таких условиях просто нереально», — поясняет Куликов. Повлиять на деятельность Telegram сейчас невозможно технически, и У исполнительной власти просто не было других вариантов.
На решение о разблокировке Telegram также могли повлиять изменения в руководстве страны, говорит источник «Ленты.ру» в Минкомсвязи. В январе главой министерства был назначен человек из промышленности Максут Шадаев (вице-президент «Ростелекома»), а премьер-министра Михаила Мишустина собеседник «Ленты.ру» называет «цифровым премьер-министром», который «верит в технологии». В частности, в Минкомсвязи поняли, что Telegram незаменим во время операции по выдворению россиян из-за границы в разгар пандемии. С россиянами, постоянно находившимися за границей, ведомство связалось через мессенджера Дурова. «С большинством людей нам удалось связаться только через Telegram. Люди сами начали там координироваться», — говорит собеседник «Ленты.ру».
«Я думаю, что власти осознали и признают, что Telegram — это уже целая экосистема, со своей аудиторией и экономикой. Было бы очень опрометчиво не вовлечь ее в правовое поле. Для государства это означает потерю налогов, влияния и контактов с администрацией службы, говорит глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко. По его словам, политика правительства в отношении крупных интернет-сервисов сейчас направлена не на борьбу с ними, а на приведение их деятельности в соответствие с законом. В соответствующих органах считают, что лучше штрафовать нарушителей, чем блокировать их. Более того, штрафные санкции могут ударить по карману интернет-компаний, а блокировка, как оказывается, бывает не всегда.
«Цифровая экономика – это не только национальные проекты, госкомпании, министерства и ведомства. Это и люди (пользователи), и ИТ-специалисты (как Дуров), и создаваемые ими сервисы (как Telegram) и стартапы, малый и средний бизнес. Это цифровая экономика. И здорово, если государство начнет это понимать. И он пытается ввести в юридическую плоскость, заметить тех, кто раньше был, мягко говоря, «за бортом» госпрограмм и госпроектов», — резюмирует глава РАЭК. По его словам, он считал и продолжает считать, что «Telegram — великий, а Павел — гений».
«Это самая важная компания на российском рынке с точки зрения ее отечественных корней. Количество наших компаний, способных привлечь внимание инвесторов, пользователей и остального мира, можно пересчитать по пальцам одной руки глобальные, только Касперский, Яндекс и Telegram, — говорит Куликов.
Читайте также: Завод УАЗ представил электромобиль на базе внедорожника «Хантер»
Мессенджер и его история
Telegram — бесплатная система обмена мгновенными сообщениями, работающая на большинстве мобильных и настольных операционных систем через Интернет. Позволяет обмениваться текстами, изображениями, аудио, видео и другими типами файлов, проводить онлайн-конференции и трансляции в виде тематических каналов, совершать аудио- и видеозвонки. Поддерживаются так называемые секретные чаты — передача зашифрованной информации между отправителем и получателем напрямую, без промежуточных серверов.
Telegram создали основатель популярной российской социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров и его брат Николай. Первая версия мессенджера вышла 14 августа 2013 года.
В отличие от «ВКонтакте», который изначально создавался только для российского рынка, Павел Дуров ориентировал Telegram на международную аудиторию.
В сентябре 2015 года Telegram запустил функцию «публичные каналы»: они позволяют отправлять информацию (в том числе анонимно) неограниченному числу подписчиков. Отсутствие этого механизма в конкурирующих приложениях привело к тому, что в Telegram стали появляться популярные анонимные новостные, политические и другие каналы, которые фактически представляют собой альтернативные СМИ.
Блокировка, последствия
16 апреля 2018 года операторы связи начали процедуру блокировки. Telegram пытался обойти это, постоянно меняя IP-адреса для доступа к сервису.
Также 16 апреля Роскомнадзор начал блокировать несколько миллионов IP-адресов подсетей Amazon, Microsoft и Google, которые Telegram использовал для работы мессенджера. После этого стала появляться информация о серьезных перебоях в работе ряда сторонних интернет-ресурсов и сервисов в России, в том числе с использованием сетевой инфраструктуры Amazon и Google. Блокировка большинства из них была снята в июне 2018 года, а затем в январе 2019 года и феврале 2020 года. По данным ресурсов, которые следят за эффективностью блокировки Telegram, по состоянию на март 2020 года из-за мессенджера осталось заблокированными около 900 тысяч IP-адресов.
Ответный иск Telegram к ФСБ
В декабре 2017 года юристы Telegram подали иск в Верховный суд России о признании недействительным приказа ФСБ от 16 июля 2016 года, устанавливавшего порядок предоставления ведомству ключей для расшифровки сообщений пользователей. По мнению руководства компании, спецслужба не имела полномочий издавать этот приказ, поскольку он в частности противоречит требованию закона о том, что для доступа к переписке граждан необходимо решение суда. 20 марта 2018 года Верховный суд России отклонил иск и дал Telegram 15 дней на передачу ключей ФСБ. В тот же день Роскомнадзор уведомил компанию о нарушении закона «Об информации…».
8 мая юристы Telegram подали жалобу в Апелляционную коллегию Верховного суда РФ. 9 августа 2018 года ее оставили без удовлетворения.
Дело о непредоставлении ключей шифрования
27 сентября 2017 года Павел Дуров сообщил, что Telegram получил уведомление от Федеральной службы безопасности (ФСБ) России с просьбой использовать ключи шифрования для доступа к переписке пользователей.
Позже выяснилось, что этот запрос был связан с терактом в метро Санкт-Петербурга, произошедшим 3 апреля 2017 года (тогда погибли 15 человек). Telegram был обязан предоставить ключи шифрования в соответствии с федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года.
Telegram не предоставил ключи по запросу службы безопасности. 31 августа 2017 года ФСБ направила руководству мессенджера сообщение о составлении протокола об административном правонарушении (ч. 2.1 ст. 13.31 КоАП РФ, КоАП РФ).
16 октября 2017 года мировой суд №383 Мещанского района Москвы признал Telegram виновным в совершении административного правонарушения и оштрафовал компанию на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ ключи для расшифровки переписки пользователей. 12 декабря 2017 года Мещанский суд отклонил апелляцию Telegram на решение мирового судьи. В мае 2018 года 36 пользователей Telegram обратились в Московский районный суд с коллективной апелляцией на решение Мещанского суда. Истцы заявили, что требование ФСБ ключей шифрования нарушает их права. 2 ноября 2018 года Московский районный суд отклонил эту жалобу.
Предыстория блокировки в России
В 2016 году в России были приняты два закона, неофициально названные «пакетом Яровой». Одно из положений «пакета Яровой» касается регулирования в России работы мгновенных сообщений, которые с 20 июля 2016 года обязаны регистрироваться в реестре распространителей информации Роскомнадзора. Несоблюдение данного требования может привести к блокировке работы таких сервисов на территории России. Мессенджеры также должны идентифицировать своих пользователей (с 2016 года), передавать ключи шифрования в ФСБ и хранить сообщения пользователей в России (с 2018 года).
Еще до принятия пакета Яровой основатель Telegram Павел Дуров заявил, что не будет выполнять требования этих законов. По его словам, «Telegram не передает данные или ключи шифрования третьим лицам, в том числе правительствам… Законы, принятые в отдельных странах, не повлияют на эту политику».
23 июня 2017 года глава Роскомнадзора Александр Жаров лично обратился к Павлу Дурову с просьбой предоставить информацию о компании, управляющей мессенджером, для включения в реестр распространения информации. Это было необходимо для продолжения работы мессенджера в России. Жаров уточнил, что если Telegram не предоставит необходимые данные в установленный срок, его могут заблокировать в РФ.
При этом Роскомнадзор ранее указывал, что не заинтересован в прекращении работы мессенджера в РФ. 28 июня Дуров согласился включить Telegram в реестр Роскомнадзора — запись об этом появилась в реестре в тот же день.
Конфликт Павла Дурова и ФСБ
Изначально конфликт Павла Дурова начался с ФСБ, а не с Роскомнадзором, как многие полагают. Именно ФСБ потребовала от Дурова передать ключи от Telegram.
Суть противостояния
Конфликт начался с расследования теракта в петербургском метро 3 апреля 2017 года. По версии следствия, согласование деталей взрыва бомбы в метро происходило в передатчике Telegram между шестью террористами.
ФСБ потребовала от Дурова как директора ООО «Телеграм» передать переписку преступников, связанную с шестью телефонными номерами, а также все техническое оборудование, необходимое для полной расшифровки сообщений.
Со своей стороны Павел наотрез отказался, сославшись на конституционную неприкосновенность частной жизни.
Затем в рамках антитеррористической политики пакета Яровой ФСБ снова заставила Павла Дурова сдать ключи шифрования, только теперь от всей переписки пользователей сразу. В случае невыполнения обязательств Telegram обещали заблокировать на территории РФ.
Компромисс
Дуров сразу отказался выполнять предъявленные требования. В суде 19 марта 2018 года был наложен запрет на работу мессенджера, который вступил в силу спустя 15 дней из-за невозможности передачи ключей шифрования Telegram (обмен должен был быть осуществлен в течение этого срока).
4 апреля 2018 года было заблокировано более 1 млн IP-адресов, которые принадлежали не только Telegram, но и Amazon, Ozon, Google и др. блокировка не увенчалась успехом, мессенджер обнаружил перебои в работе всего на пару часов и до сих пор успешно работает.
Политика обеих сторон, разработчиков Telegram и российских властей, в отношении друг друга остается прежней. Противостояние утихло, но официального примирения и признания гениального изобретения так и не последовало.
Важно! В середине 2019 года представители Роскомнадзора пытались обосновать, что блокировка коснулась только определенной группы каналов с террористическим контентом. Однако это не исправило общей картины.
В апреле 2018 года поступок Дурова получил мировой резонанс. Многие американцы, французы и другие представители развитых стран начали устанавливать Telegram, что сразу повысило его рейтинг в Google Play и App Store.