- Эмилио и Мадлен
- Творец «Титаника». Томас Эндрюс — младший
- Маргарет Браун (Кэти Бэйтс)
- Ида и Исидор Штраус (актеры Эльза Рэйвен и Лю Палтер)
- «Я уже пожил». Исидор и Ида Штраус
- Состав экипажа и пассажиров
- Альтернативные версии
- Бросил жену на корабле. Джозеф Исмей
- Фредерик Флит (актер Скотт Андерсон)
- «Титаник» в книгах и фильмах
- Карл и Хелен
- Храбрый пекарь. Чарльз Джокин
- «Непотопляемая Молли». Маргарет Браун
- Три спасения. Вайолет Джессоп
- Гибель «Титаника» в произведениях культуры
- Джентельмен до последнего вздоха. Бенджамин Гуггенхайм
- Пассажиры
- Эдвард Смит (актер Бернард Хилл)
- Эдвард и Этель
- Реальные факты, которые известны о Титанике
- Дальнейшая судьба затопленного судна
- Истерика рулевого. Роберт Хиченс
- Последняя мелодия. Уоллес Хартли
Эмилио и Мадлен
На суше этой паре, как и главным героям фильма «Титаник», вероятно, не суждено было встретиться.
Итальянец Эмилио Порталуппи работал художником. Попасть на борт лайнера Порталуппи помог несчастный случай: незадолго до отправления «Титаника» он выиграл билет. На борту лайнера Эмилио влюбился в богатую, но замужнюю даму Мадлен Астор, которая путешествовала вместе с мужем. Мадлен тогда была на пятом месяце беременности. По версии некоторых итальянских исследователей, однажды вечером Мадлен пригласила Порталуппи на ужин, после чего между ними завязался роман. Им удалось выжить, но они больше никогда не виделись. В это же время умер муж Мадлен, миллионер Джон Джейкоб Астор IV: он посадил жену в лодку, а он вместе со своим слугой остался на тонущем корабле.
Попутчик пары Астор Грейси позже вспоминал связанные с ними события.
«Единственный случай, который мне особенно запомнился, это когда миссис Астор посадили на лодку». Ее подняли через окно, а муж помог ей с другой стороны, и когда она вошла, ее муж был по одну сторону этого окна, а я по другую сторону, у следующего окна. Я слышал, как мистер Астор спросил другого офицера, может ли он подняться на борт лодки, чтобы защитить свою жену. Он сказал: «Нет, сэр, мужчинам не разрешается находиться на этой лодке или на любой другой лодке, пока дамы не уйдут». Затем г-н Астор сказал: «Хорошо, скажите мне, какой номер у этой лодки, чтобы я могла найти ее позже», — сказала она.
Творец «Титаника». Томас Эндрюс — младший
Конструктор «Титаника», отказавшийся покинуть корабль и погрузившийся на дно вместе со своей идеей. Эндрюс отправился в плавание, чтобы лично осмотреть свое творение. В момент столкновения с айсбергом он спал, но был разбужен и вызван капитаном для оценки ситуации. Эндрюс сразу заявил, что корабль обречен и скоро погибнет.
После этого он вышел на палубу, чтобы помочь экипажу эвакуировать пассажиров. Конструктор, как и капитан, не предпринял попыток спастись и решил затонуть вместе с кораблем. Его стойкость перед лицом смерти произвела огромное впечатление на журналистов, которые писали о нем исключительно в восторженных тонах. Один из выживших членов экипажа сообщил, что последний раз видел Эндрюса в курительной комнате. Он спокойно курил и смотрел на одну из картин, висевших на стене.
Позже один из пассажиров увидел его на палубе и бросил в воду лежаки, чтобы находящиеся в воде могли использовать их как импровизированный плот. После этого его никто не видел. Эндрюс умер вместе с творением, и его тело так и не было найдено. Но о его достойном поведении много писали в газетах.
Маргарет Браун (Кэти Бэйтс)
Светская львица, общественная деятельница и активистка Маргарет Браун в кино и театре стала «непотопляемой Молли» — дамой, постоянно предстающей в новых образах: то сексуальной, то грубой, то эксцентричной. Что, несомненно, было у настоящего Брауна, так это решимость и способность действовать. Когда на «Титанике» началась паника, она успокоила пассажиров и помогла им спастись — саму Маргарет эвакуировали всего через час после крушения. В шлюпке она яростно спорила со старшим матросом, требуя вернуться на корабль и вытаскивать тонущих, заставляя женщин грести, чтобы они могли хоть немного согреться. Оказавшись в Карпатах, она продолжила свою организационную работу: искала теплую одежду, составляла списки и собирала деньги для пострадавших.
Маргарет Браун пережила Титаник 20 лет и даже после этой ужасной трагедии не прекратила путешествовать. Она организовала фонд помощи выжившим, позже названный в ее честь, и работала в «Комитете освобождения Франции» во время Первой мировой войны. «Непотопляемую Молли» убил рак – она умерла в октябре 1932 года от опухоли головного мозга.
Ида и Исидор Штраус (актеры Эльза Рэйвен и Лю Палтер)
История любви, столь же драматичная, как и главные герои. Совладелец сети универмагов и иммигрант немецкого происхождения поженились в 1871 году. Супруги семь раз становились родителями, пережили смерть одного из детей и почти никогда не разводились — смерть они тоже встречали вместе. Будучи пассажирами первого класса, пару можно было спасти, но Исидор уступил свое место в шлюпке, заявив, что уже многое пожил и повидал, а его верный спутник не желает покидать корабль один.
Ида спасла горничную Эллен, отдав ей шубу и усадив рядом с матросами; сцена не вошла в финальную версию фильма. Вместо этого Кэмерон показал, как Штраусы обнимали друг друга в каюте, наполненной водой, хотя пассажиры «Титаника» вспоминали, что в последний раз их видели сидящими на шезлонгах.
«Я уже пожил». Исидор и Ида Штраус
Но не все богатые пассажиры пытались спасти свою жизнь любой ценой, как Картер и Исмей. Несомненный пример благородства показали Исидор Штраус и его жена Ида.
Штраус и его брат были владельцами одной из крупнейших сетей магазинов Америки — Macy’s. Кроме того, Исидор какое-то время заседал в Конгрессе США в качестве представителя Демократической партии.
Когда началась эвакуация, они вышли на палубу. Ида уже заняла место в одной из лодок, но ее муж, поняв, что мест слишком мало, а пассажиров слишком много, отказался садиться в лодку, несмотря на то, что офицер, ответственный за эвакуацию, предложил ему место в т.к жена. Однако Штраус проявил несомненное благородство, решив уступить место кому-то другому, мотивируя это тем, что он уже стар и прожил свою жизнь (ему было 67 лет).
Жена, видя сопротивление мужа, тоже попыталась покинуть лодку. Хотя Исидор пытался уговорить ее остаться в лодке, она категорически отказалась и вернулась на корабль, чтобы умереть вместе с ним. Освободившееся место они отдали своей горничной.
Несколько выживших свидетелей сообщили о благородном поступке Штрауса, в результате чего их история сразу же стала популярной в газетах как пример любви, верности и благородства.
Состав экипажа и пассажиров
Известно, что во время трагического плавания в состав экипажа корабля входило много людей, не прошедших специальной подготовки: стюарды, кочегары, сшивальщики (это были люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выбрасывать золу за борт), повара. Квалифицированных матросов было очень мало — всего 39 матросов и семь офицеров и помощников капитана. Более того, некоторые моряки еще даже не успели основательно ознакомиться с устройством «Титаника», так как они были сданы в строй всего за несколько дней до плавания.
Стоит немного рассказать о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разнообразен – от дисциплинированных эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, уплывавших в поисках лучшей жизни в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба умерли).
В соответствии со стоимостью купленного билета произошло разделение на три класса. Для плававших первым классом были предусмотрены бассейн, зал физкультуры, сауна, корт для игры в сквош, электрическая ванна (своего рода «предок» солярия) и специальное отделение для домашних животных. Имелся также ресторан, элегантно оформленные столовые и комнаты для курения.
Кстати, обслуживание в третьем классе тоже было приличным, лучше, чем на некоторых других трансатлантических судах того времени. Каюты были светлые и удобные, в них не было холодно и достаточно чисто. В столовой подавали не очень изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.
Комнаты и помещения на корабле были строго разделены по классам. А пассажирам, например, третьего класса было запрещено находиться на палубе первого класса.
Альтернативные версии
Как любое громкое событие, гибель «Титаника» сразу же породила множество теорий заговора. Самые популярные из них утверждают, что корабль был уничтожен серией взрывов, которые якобы слышали некоторые пассажиры.
Версия, которая до сих пор популярна, заключается в том, что «Титаник» затопили намеренно, заменив его потрепанным «Олимпиком» и заменив фирменную табличку. Дело в том, что за несколько лет до событий старший брат лайнера тоже пострадал от столкновения, и ремонт обошелся бы в кругленькую сумму. Тогда владельцы решили затопить его под видом хорошо застрахованного «Титаника».
Однако эта теория уже не раз была опровергнута, поскольку упомянутые корабли еще не настолько похожи, чтобы рабочие не могли их различить. И вряд ли кто-то из «Уайт Стар Лайн» решился бы стать инициатором трагедии, ведь от этого сильно пострадала репутация компании, а еще строящиеся «Олимпик» и «Британник» нуждались в срочной модернизации.
Другая теория гласит, что «Титаник» был взорван немецкими спецслужбами с помощью подводных лодок и торпед. По мере приближения Первой мировой войны враги Британии решили уничтожить корабль, который страна могла бы использовать против них в водной войне.
Теория звучит правдоподобно, но в ней также много противоречий. Например, мощность торпед того времени и чрезмерная сложность операции, чего не было достойно ни одного пассажирского корабля типа «Титаника». Факт взрывов также остается неподтвержденным — даже котлы, которые, скорее всего, могли их спровоцировать, были вовремя потушены и сейчас лежат целыми на морском дне.
Бросил жену на корабле. Джозеф Исмей
Глава компании «Уайт Стар Лайн», владевшей «Титаником», а также непосредственный вдохновитель создания этого корабля. Его отец основал эту судоходную компанию, а после его смерти ее унаследовал сам Исмей.
Исмей последовал за новым кораблем, которым он гордился, в его первый рейс. Обстоятельства, при которых ему удалось бежать, не совсем ясны. Сам он (как и еще один богатый пассажир, Картер) утверждал, что на последнюю лодку они сели только после того, как вокруг уже не осталось ни женщин, ни детей. Однако пресса по обе стороны Атлантики усомнилась в искренности его показаний, полагая больше, что он использовал свое служебное положение, чтобы найти место на спасательной шлюпке. Более того, в показаниях свидетелей говорилось, что во время плавания он даже оказывал некоторое давление на капитана корабля, призывая его увеличить скорость на опасном участке.
Показания Исмей стали еще менее достоверными, когда жена Картера (которая давала показания в пользу Исмей) обвинила мужа в трусости, заявив, что он оставил ее с ребенком, чтобы спасти свою шкуру с Исмей, и подала на развод.
И английская, и американская пресса буквально линчевали Исмей. Его практически открыто обвиняли в косвенной виновности в катастрофе, особенно после того, как выяснилось, что изначально на «Титанике» планировалось иметь больше спасательных шлюпок и их количество сократили по настоянию руководства компании. Журналисты считали, что Исмей с моральной точки зрения действовал низко, трусливо и подло и был косвенно причастен к катастрофе, он спас свою жизнь ценой жизни женщины или ребенка.
Журналисты всячески использовали его имя, художники тренировались в остроумии, рисуя на него оскорбительные карикатуры, а его трусости посвящали целые стихи.
Исмей был вынужден оставить руководящую должность в компании, а затем и вовсе самоустранился, стараясь не напоминать о себе публике. Хоть он и не был банкротом, но его репутация была подорвана настолько, что на протяжении почти ста лет после катастрофы Исмейс абсолютно присутствовал в каждом фильме о Титанике в роли отрицательного персонажа.
Фредерик Флит (актер Скотт Андерсон)
Флит служил на флоте в возрасте 16 лет и был нанят в компанию White Star Line вскоре после своего 20-летия. На следующий вечер после катастрофы именно он поступил на службу и первым увидел айсберг прямо перед кораблем. Фредерик спасся с тонущего «Титаника» и оказался в одной лодке с «непотопляемой Молли». Через несколько месяцев после трагедии моряк покинул компанию и следующие 20 лет проработал на различных судах. В конце 1964 года Флит потерял жену – и вскоре последовал за ней на тот свет. 10 января 1965 года мужчина покончил жизнь самоубийством в саду своего дома.
«Титаник» в книгах и фильмах
Страшные события, произошедшие на «Титанике» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.
Первая книга о Титанике была написана, как это ни парадоксально, задолго до его затопления. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон еще в 1898 году опубликовал рассказ «Тщетность, или Гибель Титана». В нем описывался якобы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший крушение одной апрельской ночью после столкновения с айсбергом. На Титане не хватило спасательных шлюпок, поэтому многие пассажиры погибли.
Повесть поначалу продавалась не очень хорошо, но после происшествия в 1912 году интерес к книге резко возрос — между событиями, описанными в повести, и реальной гибелью «Титаника» было немало совпадений. А основные технические характеристики вымышленного Титана были аналогичны характеристикам настоящего Титаника – поистине удивительный факт!
А первый художественный фильм о трагедии вышел в мае того же 1912 года – он назывался «Спасение с Титаника». Оно длилось 10 минут, было тихим и черно-белым. Главную роль здесь сыграла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту роковую ночь оказалась на «Титанике» и нашла свое спасение в шлюпке номер семь.
В 1953 году режиссер Жан Негулеско обратился к теме трагического путешествия «Титаника». По сюжету муж, жена и двое их детей на «Титанике» селятся между собой. И вроде бы все налаживается, но тут лайнер сталкивается с айсбергом и начинает погружаться на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на лодке, сын и отец остаются на тонущем корабле. Кстати, фильм получил один «Оскар» в том же 1953 году.
Но самым известным фильмом о затоплении является «Титаник» Джеймса Кэмерона, который появился в кинотеатрах (а затем и на DVD) в 1997 году. Он получил в общей сложности одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом в истории.
В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона участвовали авторитетные специалисты по гибели «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с авторитетными экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. «Титаник» Кэмерона вызвал новую волну интереса к истории лайнеров. Особенно после выхода фильма возрос спрос на книги и выставки, связанные с этой темой.
Читайте также: Хватит втыкать в соцсети: 7 культовых романов 21 века
Карл и Хелен
Но «Титаник» подарил знаменитому теннисисту Карлу Беру и его возлюбленной Хелен Ньюсом второй день рождения и шанс на счастливую любовь.
Богатая семья девушки была категорически против брака дочери со спортсменом, но Бер не отступила.
Он следовал за любимой по пятам, а когда мать взяла ее в путешествие по Европе, ему удалось тайно пробраться на тот же корабль.
Через некоторое время после того, как лайнер столкнулся с айсбергом, Бер встретил на палубе лодки Хелен, ее мать Салли и отчима Ричарда, а также еще одну пару, Эдвина и Гертруду Кимбалл. Под руководством третьего офицера Герберта Питмана группа собралась вокруг спасательной шлюпки номер 5. Гертруда Кимбалл спросила, может ли вся их группа сесть в шлюпку. И получила ответ: «Конечно, мадам, каждый из вас». В результате Бер и его девушка были спасены в спасательной шлюпке номер 5, второй спасательной шлюпке, покинувшей корабль. После спасения несколько газет сообщили, что Бер сделал мисс Ньюсом предложение на лодке.
В 1913 году они отпраздновали свадьбу, за время брака у них родилось четверо детей, а после окончания теннисной карьеры Бер стал заметной фигурой в американской банковской сфере.
Храбрый пекарь. Чарльз Джокин
Из-за сложной фамилии в различных русскоязычных источниках его также называют Джойном, Джуфином, Йогином или Джуином. Пекарь с Титаника, сумевший выжить в ледяной воде до прибытия помощи. Сам он уверял, что его спасло то, что перед погружением в воду он выпил спиртное и надел несколько комплектов теплого белья.
После того как корабль столкнулся с айсбергом, Джокин помог команде посадить женщин и детей в шлюпки. Также, по его показаниям в суде, некоторые женщины наотрез отказались эвакуироваться, полагая, что на корабле им будет безопаснее, и матросам пришлось силой загонять их в шлюпки.
У самого Джокина было место в одной из спасательных шлюпок, но он его не занял. Вместо этого он пошел делать важные приготовления. Не паникуя, он нашел несколько комплектов теплого белья, которые и оделся, а также распил спиртных напитков. Затем он начал сбрасывать с палубы шезлонги, чтобы те, кто находился в воде, могли использовать их в качестве импровизированных плотов.
Оказавшись в воде после затопления корабля, Бейкер начал плыть в поисках обратных лодок или других средств навигации. Температура воды в ту ночь была около нуля градусов. Джокин провел в воде около 15 минут, прежде чем заметил перевернутую лодку с членами экипажа на ней. Пекарю уже не нашлось места, но его узнал находившийся там повар, с которым они были в хороших отношениях.
Он протянул руку и держал его до прибытия корабля «Карпатия», когда к ним приблизилась уже разгруженная шлюпка. Джокин пробыл полностью (всем телом погруженным) в ледяной воде около 15 минут и частично провел в воде около часа и 20 минут (его держали за руку, в воде остались только ноги). Тем не менее длительное пребывание в холодной воде не имело серьезных последствий для его здоровья. Вот только его ноги настолько распухли от пребывания в ледяной воде, что несколько дней он мог ходить только на коленях. Но это вскоре прошло.
Джокин давал показания на суде над Титаником. Он продолжал работать пекарем на судах до 1944 года, когда вышел на пенсию. Мужчина умер в 1956 году в возрасте 78 лет.
«Непотопляемая Молли». Маргарет Браун
Известный социалист, партийный сторонник и активный борец за права женщин. Неожиданно она стала одной из главных героинь «Титаника». Будучи очень решительной дамой, Браун взялась помочь офицерам корабля организовать эвакуацию. Она успокоила женщин, помогла им сесть в шлюпки, но сама долго оставалась на палубе. Свое место в спасательной шлюпке она заняла почти через час после начала эвакуации.
Браун оказался в той же лодке, которой командовал Хиченс. Ее решимость и смелость резко контрастировали с трусостью и паникой Хиченса. Она успокоила женщин, дала несколько команд гребцам и поспорила с Хиченсом, который формально был самым старшим в лодке.
После прибытия на «Карпатию» Браун сразу же организовала поддержку всех выживших, провела переговоры с пассажирами корабля об оказании помощи спасенным (она знала несколько языков), а также организовала прямо на корабле благотворительный сбор средств в пользу пострадавших, начав в то время как позже разросся Фонд выживших на Титанике, который позже получил ее имя.
Журналистам действия Брауна очень понравились, особенно если учесть контраст между решительной женщиной и трусливым мужчиной. Они с радостью подхватили эту историю, несколько преувеличив реальные события и дав ей прозвище «непотопляемая Молли». Впоследствии по этим рассказам было написано несколько книг и поставлен популярный бродвейский мюзикл.
Маргарет Браун появляется практически во всех фильмах о Титанике в роли положительной героини.
Три спасения. Вайолет Джессоп
Стюардесса Титаника. В отличие от других героев, она прославилась не своим поведением в ту ночь, а чудесной непотопляемостью. В течение пяти лет с 1911 по 1916 год ей довелось поработать стюардессой на трех крупнейших британских трансатлантических лайнерах: «Олимпик», «Титаник» и «Британник». Все три корабля попали в катастрофы, но Джессопу каждый раз удавалось спастись.
В 1911 году «Олимпик» столкнулся с другим кораблем. К счастью, несмотря на пробоину, корабль остался на плаву и никто из пассажиров не погиб. Однако корабль отправили на ремонт и почти весь экипаж перевели на «Титаник».
Так Джессоп оказался на знаменитом корабле. В ночь катастрофы ее вместе с другими бортпроводниками посадили в спасательную шлюпку одной из первых. В то время ее история не вызвала особого интереса. Оно возникло после того, как Джессоп сбежал с третьего лайнера «Британника». Корабль подорвался на мине в 1916 году. Эвакуация с корабля на этот раз оказалась для Джессоп гораздо сложнее, так как лодку, в которой она находилась, затянуло под винт огромного лайнера.
Женщине удалось выпрыгнуть из лодки, но ее утащило под днище корабля. И все же она смогла выплыть. Впоследствии история Джессопа вызвала большой интерес среди исследователей катастроф. Однако сама она никак не объяснила феномен своей непотопляемости.
Гибель «Титаника» в произведениях культуры
Первыми отреагировали поэты: в прессе появилось множество элегий, посвященных трагедии. Эдвин Дрю опубликовал сборник стихов, описывающих события трагедии. Томас Харди, известный поэт того времени, также не оставил без внимания катастрофу – появились стихи, осуждающие лицемерие, стремление к роскоши и безрассудству.
Кроме того, через некоторое время стали появляться настоящие бестселлеры, посвященные гибели «Титаника»:
- Клайв Касслер «Поднимите Титаник»;
- У. Сейл «Шерлок Холмс и трагедия Титаника»;
- «Спасенные с Титаника» Лии Флеминг».
Но произошло это гораздо позже, ближе к концу прошлого века. При этом авторами документальной хроники стали выжившие, среди них Артур Рострон и Арчибальд Гресли — эти люди ранее писали и случайно оказались на борту корабля.
По произведениям, многие из которых известны широкой публике, сняты художественные фильмы.
Также создано множество видеоигр, сюжет которых связан с катастрофой, развернувшейся на «Титанике». Отметим, что разработчикам удалось точно и правдоподобно воспроизвести детали крушения.
Гибель линии признана катастрофой века, погибло более полутора тысяч человек
Джентельмен до последнего вздоха. Бенджамин Гуггенхайм
Известный бизнесмен, брат знаменитого Соломона Гуггенхайма. Он отказался спастись любой ценой, несмотря на свои деньги и положение. В момент столкновения корабля он уже спал, но его разбудил стюард. Придя на палубу, он сразу оценил ситуацию. Он посадил свою подругу и служанку в лодки. Хотя им не хотелось плыть без него, он заверил их, что вскоре займет свое место в следующей за ними лодке. Однако он не предпринял никаких попыток сделать это. Вместо этого он и офицер отправились в свою каюту, где переоделись в хвостов, чтобы умереть, как джентльмены.
Последний раз свидетели видели их в центральном зале, где Гуггенхайм и его камердинер, одетый как подобает торжественному случаю, спокойно потягивали виски. Его история произвела большое впечатление на журналистов, которые уважительно писали о его мужественности, особенно по сравнению с Исмей.
Пассажиры
В 1998 году фильм Джеймса Кэмерона «Титаник» получил 11 «Оскаров». Сюжет вращается вокруг невесты богатого промышленника первого класса Роуз и бедного художника Джека, выигравшего в карты билеты в третий класс.
За пределами корабля им не удалось встретиться, но здесь они нашли друг друга и полюбили друг друга. Однако только один из них достигнет суши. Хотя оба персонажа вымышленные, эта история представляет собой компиляцию нескольких реальных историй пассажиров «Титаника».
Режиссер назвал героиню Кейт Уинслет в честь Роуз (Роды) Эбботт, судьба которой сложилась не менее трагично. Она вернулась домой с двумя сыновьями и до последнего момента отказывалась войти в лодку, не желая покидать их. В результате она оказалась одной из немногих, кто выжил после крушения корабля, но оба сына погибли. Персонаж Леонардо Ди Каприо был назван в честь молодого пожарного, который также не выжил в катастрофе. Однако звали его Джозеф, а в документах он значился только как «Д. Доусон».
История любви молодых людей из разных социальных слоев также реальна. Юная Роберта Майони путешествовала первым классом — она сопровождала богатую графиню в качестве горничной. На корабле девушка познакомилась с членом экипажа, с которым у них сразу завязались отношения. Во время эвакуации молодой человек подарил Роберте спасательный жилет и значок с белой звездой. Девушка хранила этот подарок до конца своих дней, но имя возлюбленного так и не раскрыла.
Другие детали в фильме также претендуют на историческую достоверность: во время эвакуации оркестр продолжал играть музыку (хотя доподлинно неизвестно, какую музыку), женщин и детей спускали на воду первыми, а первый и второй класс имели большую шанс выжить, чем у третьего. На этой палубе не было спасательных шлюпок, и им пришлось пройти долгий путь, чтобы добраться до верхних уровней. Когда они прибыли туда, спасательных шлюпок уже не осталось.
Однако сцена, где пассажиров третьего класса насильно заперли, никогда не была задокументирована и, скорее всего, была художественным произведением.
Пожилая Роуз из фильма стала обладательницей померанского шпица, что тоже не случайно – с корабля были спасены три собаки, две из которых были именно этой породы.
А в одной из сцен эвакуации можно увидеть трогательную пожилую пару – они не пожелали поддаваться всеобщей суматохе и смирились со своей судьбой и остались, скрючившись в кабине. Исидор и Ида Штраус прожили в браке 40 лет. По словам очевидцев, когда женщин и детей посадили в лодки, они попросили горничную спастись, а сами решили не расставаться и встретить свои последние мгновения вместе.
Были и другие удивительные истории, не рассказанные в фильме. Например, молодому ирландцу Джереми Бёрку мать подарила бутылку святой воды перед тем, как он сел на корабль.
Во время крушения ему удалось написать прощальное письмо, которое он засунул в эту бутылку и выбросил за борт. Через год она высадилась на берегу возле дома молодого человека, и новость дошла до семьи.
Эдвард Смит (актер Бернард Хилл)
Ради карьеры моряка 12-летний Эдвард бросил школу и отправился в Ливерпуль. Смит принял командование «Титаником» как опытный капитан, хотя его корабли не раз попадали в чрезвычайные ситуации: один корабль сел на мель, другой столкнулся с военным судном, еще два загорелись. В 1912 году Эдвард собирался выйти на пенсию; «Титаник» должен был стать его последним путешествием. И он это сделал. Как именно погиб морской офицер после организации спасательной операции, неизвестно. По разным версиям, он либо встретил смерть на капитанском мостике, либо утонул, пытаясь спасти ребенка, либо не смог подняться в лодку из-за паники ее пассажиров.
Эдвард и Этель
Эдвард Бин переехал в Нью-Йорк, где работал каменщиком, но вернулся в свой родной город Норидж, чтобы жениться на Этель Кларк. Церемония состоялась за несколько дней до отплытия Титаника. Молодожены поднялись на борт Саутгемптона как пассажиры второго класса.
Это еще одна история любви со счастливым концом — Эдвард и его жена сбежали на лодке номер 13. Они были одними из молодоженов, которых не разделяло правило «женщины и дети прежде всего». Все имущество пары и многие дорогие свадебные подарки утонули, но сами они остались живы.
Реальные факты, которые известны о Титанике
Кораблекрушение настолько взволновало людей, что трагедия легла в основу многих литературных произведений, сняты фильмы и написаны стихи. Сейчас сложно отличить правду от вымысла, но все же некоторые факты подтверждены учеными.
Таким образом, известно точное время столкновения лайнера с айсбергом — оно произошло в 23:40 14 апреля, а после полуночи лайнер исчез в морской пучине. В 02.20 15 апреля корабля не было на поверхности моря.
Помощником капитана был У. Мердок. Мужчина заметил приближающийся огромный айсберг, но не сразу сообщил об опасности. Что-то отвлекло его на полминуты, это сыграло важную роль.
Газеты того времени были полны заметок о силе корабля. Журналисты уверяли, что корабль непотопляем, поэтому пассажиры не восприняли тревогу всерьез.
Во время плавания на палубе то и дело танцевали, запускали фейерверки и показывали фокусы. Поэтому, когда на палубу упали кубики льда, никто не усомнился, что это очередное развлечение для пассажиров. Выжившие очевидцы говорят, что вместо того, чтобы спастись, они играли в футбол кубиками льда.
Линия предназначалась для пассажиров трех классов. Но даже богатые люди смиренно ждали своей очереди на посадку в спасательную шлюпку. Среди них был миллионер Астор IV – он отправил на борт лодки жену, но сам спуститься на воду не успел. Астор IV умер.
Следует отметить, что мужчины вели себя достойно – 72% спасенных составили женщины. Само собой, в первую очередь эвакуировали слабый пол.
Владельцы пароходства оборудовали на борту корабля библиотеку, тренажерный зал, живой сад, корт для игры в сквош, ванные комнаты, бассейн для пассажиров первого класса – все делалось для состоятельных людей.
При этом пассажиры третьего класса были тесны в маленьких каютах, где на каждого было всего по две ванные комнаты. Этот контраст не раз был описан в художественных произведениях о Титанике».
За минуту до начала трагедии отдыхающих сфотографировали на палубе – они даже не подозревали, что это фотографии перед смертью. Картина сохранилась, но, к сожалению, люди на фотографиях не сохранились.
Удивительно, но информация о катастрофе не была обнародована сразу. Родственники путешественников находились в неведении, полагая, что их родственники развлекаются в круизе. И на тот момент их уже не было в живых.
Тогда газеты сообщили, что все пассажиры остались живы – это было сделано во избежание новой трагедии. Обезумевшие от горя родственники погибших могут устроить хаос.
Туристическое судно планировалось оснастить почти 70 лодками, но реально на палубу подняли только 20 лодок. По мнению руководства, лодки испортили внешний вид корабля и разрушили созданный миф о непотопляемости лайнера.
Даже имеющиеся на корабле шлюпки в спешке и панике не могли быть полностью заполнены пассажирами
Среди выживших был корабельный повар Ч. Джуфин. Не попадая в лодку, ему удалось продержаться в ледяной воде несколько часов, пока его не спасли. По словам кулинара, он замерз не только потому, что и отдыхающие, и экипаж постоянно употребляли алкоголь – трезвых людей на момент трагедии практически не осталось.
Интересен тот факт, что события, развернувшиеся на «Титанике», описал писатель-фантаст М. Роберсон в одном из своих романов: книга была завершена в 1898 году, а катастрофа произошла 20 лет спустя.
Многие молодожены выбрали для своего медового месяца круиз на уникальном корабле. На лайнере находились 13 молодоженов, но вместо счастливого медового месяца их ждала смерть.
Дальнейшая судьба затопленного судна
Состоятельные родственники погибших пытались поднять на поверхность тела и останки корабля. Но им это не удалось – глубина места затопления корабля составляет многие сотни метров.
Сфотографировать затонувший лайнер удалось лишь в 1985 году, когда был создан аппарат «Арго». Оборудование было спущено на глубину более 4 тысяч метров.
Почти в то же время был обнаружен новый вид глубоководных бактерий – его обнаружили на металлических частях корабля. По мнению ученых, этот вид, получивший название Halomonas titanicae, полностью уничтожит останки корабля, если его не удастся поднять на поверхность.
Интерьер лайнера был разрушен. На лайнере и вокруг него обитает более 24 видов животных и 4 вида рыб; время и жизнедеятельность жителей влияют на состояние корабля.
С 1985 года было организовано 17 экспедиций на морскую глубину к затонувшим остаткам корабля. Участникам экспедиции удалось поднять на поверхность около 5 тысяч личных вещей, а также 17-тонный кусок плаща.
Истерика рулевого. Роберт Хиченс
Один из рулевых корабля. Именно он находился за штурвалом, когда произошло столкновение с айсбергом. Позже он был назначен рулевым на одной из первых лодок, спущенных на воду. Из-за неразберихи лодку спустили на воду полупустой. Затем ее пассажиры потребовали, чтобы Хиченс вернулся и забрал еще живых людей.
Но Хиченс впал в панику и естественную истерику, крича и пугая пассажиров, что все умрут, что сейчас появится гигантская воронка и засосет лодку, что любой, кто попадет в ледяную воду, умрет мгновенно. Трусливое поведение Хиченса резко контрастировало с поведением пассажирок его лодки, проявивших гораздо большую смелость, что впоследствии стало поводом для насмешек над ним в прессе.
Позже, когда страсти вокруг его имени утихли, он попытался заняться бизнесом, но обанкротился. Его семья распалась, он стал алкоголиком и провел четыре года в тюрьме за покушение на убийство в нетрезвом состоянии. В 1940 году он умер в возрасте 58 лет.
Трусливое поведение Хиченса сделало его одним из антигероев Титаника. Во многих фильмах он присутствует на экране как отрицательный персонаж вместе с Исмей.
Последняя мелодия. Уоллес Хартли
Скрипач и руководитель корабельного оркестра, проявивший в последние часы большую выдержку. Все время эвакуации корабля музыканты продолжали играть, чтобы успокоить пассажиров и предотвратить панику. Никто из музыкантов оркестра не предпринял никаких попыток спастись.
Хартли сделал предложение своей девушке за несколько недель до полета. Ему не очень хотелось плыть, чтобы не оставить невесту, но он рассудил, что участие в первом плавании, где будет много важных людей, поможет ему завести полезные знакомства.
После столкновения с айсбергом, когда началась эвакуация, на палубу вышел оркестр и заиграл музыку, чтобы не допустить паники среди пассажиров. Об этом свидетельствовали почти все выжившие на «Титанике».
Музыканты играли до того момента, пока вода не начала их заливать. Существуют некоторые разногласия относительно того, какую композицию музыканты исполнили последней. Некоторые пассажиры рассказали, что слышали популярный христианский гимн «Ближе к тебе Господь», который часто поют на похоронах. Однако нашлись доказательства того, что музыканты играли вальс Арчибальда Джонса «Осенний сон».
В фильме Джеймса Кэмерона Хартли говорит музыкантам, когда корабль тонет: «Джентльмены, для меня было честью играть с вами сегодня вечером». По понятным причинам нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. Но она полностью соответствует смелому образу Хартли.
Его тело было найдено на месте крушения и похоронено в Англии. Хартли был похоронен как национальный герой в присутствии десятков тысяч людей, пришедших воздать должное его мужеству. В 1913 году в Саутгемптоне был открыт мемориал в память Хартли и остальных музыкантов «Титаника».