Что такое ракета Super Heavy
Чтобы понять, зачем Илону Маску понадобилось создать и построить огромную ракету высотой 120 метров, нужно изучить ее характеристики немного глубже. В 2019 году Илон Маск объяснил, почему ракету решили строить не из современных материалов — сплавов или углеволокна, а из нержавеющей стали. По словам миллиардера, главная причина в том, что так проще. Ее можно было построить по классическому технологическому циклу, но разработка ракеты заняла бы много времени, а SpaceX нужно было первенство в космических программах, поэтому ей приходилось идти на риск.
Но простота – не единственная причина, по которой в качестве материала была выбрана сталь. Этот материал позволяет существенно снизить стоимость цикла производства ракеты. В результате стоимость Super Heavy и StarShip упала настолько, что стоимость запусков для внешних заказчиков может быть ограничена 25-30 миллионами долларов, что вдвое дешевле самой популярной и дешевой ракеты современности — российской. Союз. Теоретически (по этому поводу есть только заявления отдельных экспертов) при массовом производстве стоимость запуска Super Heavy может снизиться до психологической величины в десять миллионов долларов, что фактически обрушит весь рынок пусковых услуг.
Конкуренты Super Heavy
На самом деле в современном мире их осталось два. Точнее, полтора. Первая — европейская ракета-носитель «Ариан-5». Разработка длилась почти десять лет и обошлась в семь миллиардов долларов, а каждый запуск обходится в колоссальные 180 миллионов долларов. При этом сама тяжелая ракета имеет лишь одноразовую модификацию и отправляет на низкую опорную орбиту всего 18 тонн полезной нагрузки, что на четыре тонны меньше, чем у Falcon 9 в той же версии.
Еще один незавершенный космический проект — семейство российских ракет-носителей «Ангара», разработка которых ведется с начала 90-х годов. В настоящее время «Ангара» используется только военными — за 20 лет было проведено всего четыре запуска, и о коммерческих перспективах ракеты говорить пока рано. Эксперты в области космонавтики не любят сравнивать эти ракеты напрямую, утверждая, что «Ангара» изначально вообще не разрабатывалась для коммерческих запусков и что «в США разрабатывают ракеты точно так же».
А вот если бы завтра у дверей «Роскосмоса» стоял инозаказчик с требованием немедленно построить ракету и чемоданом денег, цифра была бы известна — около 100 миллионов долларов за запуск. Проблема в том, что вскоре могут возникнуть условия, когда получить эти деньги от внешних заказчиков станет проблематично.
Читайте также: Как защитить Ватсап в 2023 году — от прочтения сообщений с другого телефона на Андроид
Starship ещё не летал, но уже считается победителем
Американская космонавтика уже около десяти лет не может честно конкурировать с российскими ракетами. Чтобы заставить потенциальных заказчиков российских запусков выбрать другую сторону, придумали санкции. В результате поток клиентов SpaceX увеличился в несколько раз, а все заработанные компанией деньги остались в стране и не пошли ни европейским, ни российским операторам пусковых услуг. С приходом StarShip ситуация может еще больше ухудшиться: верхний предел запусков Super Heavy/Starship примерно определен отметкой в $40 млн за запуск, а для российского «Союза» крайне низкой ценой запуска является сумма в $30 млн.
Для «Ангары» подобная цифра не рассчитывается, но учитывая, что ракета проектировалась как семейство ракет-носителей с пятью модификациями, возможно, что-то среднее между «Союзом» и «Фальконом-9» по грузоподъемности все же будет построено.