С «механикой», но без сцепления
Интерьер электрического УАЗа отличается лишь жидкокристаллическим дисплеем, установленным на передней панели вместо привычной для «Хантера» аналоговой комбинации приборов. Голый металл передней панели, сдвижные боковые окна и выступающие из пола рычаги переключения передач ясно говорят о том, что модели почти полвека. Очевидно, эти детали не привлекли внимание британцев, заказавших Spartan EV.
«Для клиентов в первую очередь важна простота автомобиля и его характеристики. Для них этот автомобиль — прежде всего бизнес-автомобиль», — заявил в интервью корреспонденту «Газеты.Ру» генеральный директор MV Motors Лукаш Метелка.
Почти без звука
В ответ на поворот ключа зажигания где-то в глубине передней панели что-то начинает скрипеть и щелкать, а приборы на ЖК-экране оживают. Я пытаюсь найти педаль сцепления, и моя левая нога проваливается в пустоту. Педалей две, а пятиступенчатая коробка передач выступает из пола.
«Рендеринг здесь фактически играет роль мультипликатора дальности с пятью режимами. У нас уже включена третья скорость, чтобы начать работу, нажмите кнопку «D» на передней панели и отпустите педаль тормоза», — поясняет технический директор УАЗа. Михаил Гурьянов.
Делаю, как говорится, и аккумуляторный Хантер начинает плавно катиться под характерное жужжание электромотора. При нажатии на педаль газа машина вдруг резко прыгает вперед, словно оправдывая народное название «козёл».
Поскольку электродвигатель с минимальной скорости выдает максимальную тягу в 600 Ньютон-метров, электрический УАЗ разгоняется очень быстро.
По сравнению с базовой моделью вес автомобиля, несмотря на наличие на борту тяжелых аккумуляторов, увеличился незначительно – всего на 120 килограммов.
Мощная тяга электромобиля едва не сыграла злую шутку: как только мы прибавили ускорение, УАЗ тут же начал вилять по мокрой от дождя грунтовой дороге. А поскольку шасси осталось без изменений, то для защиты внедорожника от столь глубокого заноса массивный руль пришлось совсем немного повернуть. Лучше дозировать тягу очень равномерно.
Спереди глубокая лужа, и поначалу страшно за аккумуляторы, которые находятся под днищем машины.
«Аккумуляторы установлены в полностью герметичных корпусах, поэтому «Спартан ЭВ», как и обычный «Хантер», может преодолевать глубину до полуметра», — поясняет Михаил Гурьянов, отмечая опасения по поводу водной преграды.
Затем последовал подъем по песку, из-за высокого крутящего момента электродвигателя колеса начали буксовать и внедорожник «зарылся» в землю. Чтобы преодолеть этот участок, разработчики автомобиля рекомендовали перейти на более высокую передачу: реакция на нажатие педали газа стала менее резкой и тяговое усилие можно было дозировать точнее.
В остальном электрический УАЗ унаследовал все проблемы обычного: очень посредственную управляемость, плохие тормоза (чтобы остановиться, приходится нажимать на них изо всех сил) и архаичную эргономику.
Читайте также: Дома из бруса под ключ до миллиона рублей в Москве — проекты и цены на строительство — Wood-Brus
Как едет электрический внедорожник
Он улетает со сцены со скоростью молнии. Разгон с нуля до сотни не измерялся, но кажется, что Спартан в два раза быстрее спокойного Хантера, хотя максималка у них одинаковая – 130 км/ч. Внедорожник буквально с горкой прыгает вперед, выбрасывая из-под колес комья грязи – педаль газа очень острая. Электромобили подкупают сочетанием стремительного разгона и тишины, но Спартан гудит разными тонами – скрип электрочасти заглушается «поющими» шестернями в коробке передач, а электронасос, отвечающий за гидроусилитель, воет еще громче.
Но динамика впечатляет. Самое главное – успеть ввести машину в поворот с длинным устойчивым рулем. Штатные тормоза довольно слабы для такого давления, но электромобиль должен уметь тормозить с помощью рекуперации. Но при движении по бездорожью система отключалась, чтобы предотвратить блокировку колес. Поэтому с уклона в 50% вы нажимаете на тормоза и сразу идете вверх. Пройдя половину пути, нажимаешь педаль газа еще раз — передние колеса разряжаются, а задние начинают бешено крутиться, разрывая шины. Это сила!
А как спартанец лазает по камням и лестницам! Прочная машина простит, даже если гонщик слишком быстро ехал по боксам. Однако пассажирам придется нелегко.
Самый дорогой УАЗ
Просто MWM Spartan выглядит как прототип, чем и является на самом деле. Покраска далека от идеала, кое-где корпус уже ржавеет, а накладка на экран вздута. Между тем в Европе машину оценили в 40 тысяч евро, почти вдвое дороже, чем ее бензиновый аналог.
Как далеко он может уехать?
В Европе «спартанцам» не нужно будет развлекать любителей экстрима, а придется работать в лесных массивах, карьерах и фермах.
Машина не боится работы, в электрической части чехи тоже уверены; через 5-6 лет батареи потеряют всего 20% своей емкости. Они также надежно защищены от влаги – внедорожник способен проехать полметра.
Приятным сюрпризом стала литий-ионная батарея воздушного охлаждения емкостью 62 кВтч. Два десятка пробега без остановки – а у него еще 75% заряда, запас хода уменьшился с 243 до 178 километров. Неплохо, но можно увеличить запас хода за счет более просторного аккумуляторного отсека в багажнике. Суперчарджеру хватит одного часа, чтобы зарядить разряженную батарею до 80%, а вот от обычной розетки придется провести несколько часов. Внедорожник не будет брать от источника переменного тока более 3,5 кВт, но в будущем обещают установить более мощный инвертор.
Сделано в Ульяновске для Европы
В MW Motors вскоре поняли, что самостоятельно построить машину не смогут, и обратились за помощью к УАЗу. В результате за доводку спартанцев отвечает компания «Соллерс Инжиниринг». При этом инженеры Soller помогут создать праворульную версию для Великобритании — там MW Motors планирует продавать и «Хантеры», и обычные с двигателем внутреннего сгорания. Первые 10 автомобилей соберут на УАЗе, завод является подрядчиком.
Интерьер «Хантера» практически не изменился Фото: УАЗИ вместо приборов – простой дисплей. Появились новые клавиши под режимом движения и отопителем Фото: УАЗ Запаска расположена под капотом Фото: УАЗ Ящики с аккумуляторами немного выступают снизу, но защищены от камней и влаги. На фото: Третий аккумулятор УАЗ расположен в багажнике. В УАЗе говорят, что при желании мощность можно увеличить.
Чехи делают водонепроницаемые чехлы для аккумуляторов, переходник для подключения электромотора к трансмиссии Хантера и программное обеспечение. Аккумуляторы и электродвигатель жидкостного охлаждения — китайские, а название производителя представители MW Motors держат в секрете.
Где у него батарея?
Автопроизводители проектируют специальные платформы для электромобилей, чтобы более компактно разместить аккумуляторы, но архаичный «Хантер» не потребовал доработок. Место для двух танков под корпусом (боевое наследие) заняли ящики с аккумуляторами. Они встали как влитые. Третий аккумулятор разместили в багажнике, и по высоте груза он особо ничего не изменил.
Электрический УАЗ на 200 кг тяжелее обычного, причем увеличение коснулось в основном задней оси, что изменило развесовку. Когда два человека откидываются, Спартан заметно приседает, а его заявленная грузоподъемность меньше — 550 кг по дороге, 336 кг по бездорожью против 735 кг у бензинового внедорожника. Чтобы исправить развесовку, запаску разместили спереди, под капотом, где освободилось достаточно места.
Электромобиль с «механикой»
Первое, что наверняка отличит электрический УАЗ – это пластиковая решетка радиатора без гусениц. Помимо конструктивной особенности, это еще и прикрывает острые грани корпуса – иначе «Спартан» не прошел бы сертификацию в Великобритании. Больше отличий в салоне нет. «Спартанец» полностью оправдывает свое название. Вместо разброса дисков один дисплей посередине, это облегчает изготовление праворульных версий, без необходимости менять приборы.
Механическую коробку передач и рычаги коробки передач сохранили по той же причине, говорит технический директор УАЗа, генеральный директор Sollers Engineering Михаил Гурьянов. Электромотор (163 л.с.) фактически пристыкован вместо ДВС к серийной коробке передач. Если снять коробку передач, то придется разрабатывать и изготавливать несерийные детали – а это дополнительные затраты. А, например, Porsche Taycan оснащен двухступенчатой коробкой передач для разных режимов движения.
MWM Spartan может двигаться вперед и назад с помощью переключателя, без использования «механики». Однако 4-5 передача подходит для езды по автостраде, а на третьей с пониженной передачей можно штурмовать бездорожье. Однако педаль сцепления убрана, и это правильно – опусканием лучше не увлекаться, иначе электромотор, выдающий на старте 600 Нм, завяжет коробку передач в узел.
В этом плане Spartan не уникален — представленный в начале года электрический прототип Wrangler Magneto также сохраняет свою «механику». По такому же принципу ретро-автомобили переделывают в «электрички» — там важно без серьезных изменений снять двигатель внутреннего сгорания, поставить аккумуляторы и при необходимости вернуть все в исходное состояние.